ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 марта 2022 г. N 127-КАД21-24-К4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Николаевой О.В.,
судей Калининой Л.А. и Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Вадиевой Адиле Борисовны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 18 сентября 2020 г., кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18 мая 2021 г. по делу N 2а-1160/2020 по административному исковому заявлению Вадиевой Адиле Борисовны к администрации г. Симферополя Республики Крым, Симферопольскому городскому совету Республики Крым, главе администрации г. Симферополя Республики Крым о признании постановления незаконным.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Вадиева А.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и об отмене постановления администрации г. Симферополя Республики Крым от 22 января 2020 г. N 329 "Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно гражданке Российской Федерации Вадиевой А.Б."; о возложении на администрацию обязанности повторно рассмотреть заявление административного истца о передаче в собственность земельного участка площадью 800 кв. м, расположенного по адресу: <...>, г. <...>, в районе <...> (поз. <...>).
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 мая 2020 г. административное исковое заявление Вадиевой А.Б. удовлетворено в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 18 сентября 2020 г. решение первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18 мая 2021 г. принятый судебный акт апелляционной инстанции оставлен без изменения, кассационная жалоба Вадиевой А.Б. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Вадиева А.Б., ссылаясь на нарушение судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, оставив в силе решение суда первой инстанции.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 14 февраля 2022 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы об отмене судебных постановлений, Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении и разрешении заявленных исковых требований такие нарушения имели место.
Как следует из материалов дела, решением 65-й сессии 5-го созыва Симферопольского городского совета от 21 октября 2010 г. N 1086 "О разрешении выполнения технической документации по оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки, разрешении разработки проектов землеустройства по отводу земельных участков, предоставлении, передаче гражданам Украины, юридическим и физическим лицам - предпринимателям земельных участков в собственность, постоянное пользование, аренду в г. Симферополе" истцу разрешено выполнить проект землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,0800 га для строительства и обслуживания жилого дома, ведения садоводства.
Указанным решением определен срок в 1 год для выполнения проекта землеустройства.
Вадиевой А.Б. с мая 2011 г. проводились все необходимые действия для составления проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность.
9 августа 2011 г. по ее обращению частным предприятием "Визавир" проведена геодезическая съемка координат земельного участка.
В соответствии с заключением о возможности целевого использования земельного участка N 4402, утвержденным 1 марта 2011 г. главным Управлением архитектуры, строительства и регионального развития согласовано оформление правоустанавливающих документов в соответствии с Земельным кодексом Украины, срок действия которого продлен до 16 июля 2014 г.
Отделом охраны культурного наследия и рекреации Симферопольского городского совета 22 марта 2011 г. согласован проект отвода испрашиваемого земельного участка для строительства и обслуживания дома. Срок действия заключения - 3 года.
Согласно акту приема-передачи межевых знаков границ земельного участка от 8 июня 2013 г. установлены границы земельного участка, расположенного в г. <...> в районе ул. <...>. Улановой (поз <...>) площадью 0,0800 га, который передается в собственность Вадиевой А.Б. для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек.
Заключением Управления архитектуры, строительства и регионального развития от 24 июля 2013 г. согласован проект землеустройства по отводу и передаче земельного участка.
В ноябре 2019 г. Вадиева А.Б. обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность (бесплатно) в порядке завершения оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Постановлением администрации от 22 января 2020 г. истцу отказано в предоставлении в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка, поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение его без проведения торгов.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что Вадиевой А.Б. предпринимались все необходимые меры для оформления технической документации по отводу земельного участка, при этом нарушение годичного срока выполнения проекта землеустройства произошло не по вине истца.
Отменяя решение суда первой инстанции, суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу, что в нарушение решения 65-й сессии 5-го созыва Симферопольского городского совета от 21 октября 2010 г. N 1086 Вадиева А.Б. не представила в установленный годичный срок разработанный и согласованный проект землеустройства по отводу земельного участка в Симферопольский городской совет на утверждение, в связи с чем разрешение на совершение указанных действий утратило силу. В решение Симферопольского городского совета от 21 октября 2010 г. N 1086 изменения относительно срока выполнения проекта землеустройства по отводу земельного участка не вносились, проект землеустройства Симферопольским городским советом не утверждался. Поскольку истцом пропущен установленный в решении срок, то он может обратиться с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка без торгов в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем судами апелляционной и кассационной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с положениями части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, до 1 января 2023 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлены особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Согласно части 1 статьи 13 этого Закона N 38-ЗРК в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г., в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству. Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями данной статьи определяется Советом министров Республики Крым.
В силу пункта 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. N 313, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г.
Согласно пункту 12 Порядка предусмотрено, что основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, являются основания, указанные в части 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном упомянутой статьей, является наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В связи с тем, что имеется решение 65-й сессии 5-го созыва Симферопольского городского совета на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, принятое в 2010 г., для завершения оформления которого заявителем принимались все необходимые меры по подготовке документов, суд кассационной инстанции полагает, что отсутствуют основания для отказа Вадиевой А.Б. в предоставлении земельного участка в собственность как лицу, которое не имеет право на его приобретение без проведения торгов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты постановлены с существенными нарушениями норм материального и норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела, в связи с чем указанные судебные акты подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 18 сентября 2020 г., кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18 мая 2021 г. отменить, решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 мая 2020 г. оставить в силе.
------------------------------------------------------------------