Законодательство РФ

Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2024 N 74-КАД23-2-К9

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 февраля 2024 г. N 74-КАД23-2-К9

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Горчаковой Е.В. и Кузьмичева С.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу (с учетом дополнений к ней) Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия) (далее - МВД по Республике Саха (Якутия) на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2022 года, кассационное определение судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24 мая 2023 года по административному делу N 2а-6579/2022 по административному исковому заявлению заместителя прокурора г. Якутска Республики Саха (Якутия), действующего в интересах неопределенного круга лиц (с учетом уточненных требований), к МВД по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению несоответствия помещений изолятора временного содержания установленным требованиям, о возложении обязанности предусмотреть финансовые средства на устранение имеющихся нарушений, к межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Якутское" (далее - МУ МВД России "Якутское") о возложении обязанности устранить имеющиеся в изоляторе временного содержания МУ МВД России "Якутское" нарушения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации, МВД по Республике Саха (Якутия), МУ МВД России "Якутское", ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия) Курсаева А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Похлеба Т.И., считающей обжалуемые судебные акты правильными, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

в результате прокурорской проверки изолятора временного содержания МУ МВД России "Якутское" (далее - ИВС) установлено, что в нарушение требований к условиям содержания под стражей в нем, в частности, отсутствует комната для свиданий, медицинский кабинет имеет площадь менее 12 кв. м (9,3 кв. м) и не укомплектован необходимым медицинским оборудованием и лекарственными препаратами. По факту выявленных нарушений в адрес МВД России по Республике Саха (Якутия) внесено представление, неисполнение которого явилось основанием для обращения в суд с указанным выше административным иском только к МВД по Республике Саха (Якутия) и МУ МВД России "Якутское".

Протокольным определением суда от 5 августа 2023 года к участию в деле привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России).

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 августа 2022 года признано незаконным бездействие МВД по Республике Саха (Якутия), выразившееся в непринятии мер по обеспечению соблюдения законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в ИВС. На МУ МВД России "Якутское" возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда оборудовать ИВС комнатой для свиданий подозреваемых и обвиняемых с защитниками, родственниками и иными лицами; здравпунктом (медицинским кабинетом) площадью не менее 12 кв. м и оснастить его необходимыми медицинским оборудованием и лекарственными препаратами, указанными в Приложении N 2 к Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел (далее - Инструкция), утвержденной приказом МВД России N 1115, Минздрава России N 475 от 31 декабря 1999 года. На МВД по Республике Саха (Якутия) возложена обязанность произвести финансирование мероприятий по приведению ИВС в соответствие с требованиями действующего законодательства за счет средств соответствующих бюджетов.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2022 года решение суда изменено в части срока его исполнения МУ МВД России "Якутское": установлен срок до 31 декабря 2023 года.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24 мая 2023 года судебные акты судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.

В кассационной жалобе и дополнениях к ней МВД по Республике Саха (Якутия) просит принятые по делу судебные акты ввиду существенного нарушения норм материального права отменить, административный иск оставить без удовлетворения.

Для проверки доводов кассационной жалобы административное дело 21 августа 2023 года судьей Верховного Суда Российской Федерации истребовано, определением от 17 января 2024 года передано вместе с кассационной жалобой для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Основаниями для отмены вступивших в силу судебных актов судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее - КАС РФ).

Такие основания установлены.

Регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным Кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Закон N 103-ФЗ).

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, применив положения поименованного Закона, а также Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950 (далее - Правила внутреннего распорядка), установив наличие выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений, пришел к выводу об обоснованности требований прокурора.

При этом никакого заключения в отношении МВД России не сделал ни в мотивировочной, ни в резолютивной части судебного решения.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), с позицией которой согласился суд кассационной инстанции, не усмотрела оснований для отказа в удовлетворении требований прокурора, признала несостоятельными доводы апелляционной жалобы МВД по Республике Саха (Якутия) о том, что с его стороны не было незаконного бездействия, МУ МВД России "Якутское" является самостоятельным юридическим лицом, получателем бюджетных средств, в силу чего возложение на него обязанности по финансированию возложенных на межмуниципальное управление решением суда работ и мероприятий является незаконным.

Между тем выводы судов нельзя признать правильными, так как они основаны на неполно установленных имеющих значение для правильного рассмотрения административного дела обстоятельствах, что повлекло принятие незаконных судебных актов.

При рассмотрении административного дела об оспаривании, в частности, бездействия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет наряду с другими вопросами, указанными в части 9 статьи 226 КАС РФ, соответствует ли содержание оспариваемого бездействия нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, установив его несоответствие нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, удовлетворяет требования и возлагает обязанность на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых подано соответствующее административное исковое заявление (часть 2 статьи 227 названного Кодекса).

Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования прокурора, не выяснили, соответствует ли оспариваемое бездействие нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения и каким образом данное бездействие препятствует осуществлению прав лиц, в интересах которых прокурором заявлен административный иск.

Согласно положениям частей 3 и 4 статьи 18 Закона N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое под контролем сотрудников мест содержания под стражей.

Пунктом 139 Правил внутреннего распорядка установлено, что такие свидания (кроме защитников) проводятся в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам, осуществляемым непосредственно или через переговорное устройство, и визуальному общению.

Возлагая обязанность оборудовать здание ИВС комнатой для свиданий и приведения в соответствие площади медицинского кабинета, суды ссылались на Инструкцию по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России (СП 12-95 МВД России), введенную в действие протоколом МВД России от 12 февраля 1995 года N 1-95.

В соответствии с предписаниями пункта 16.1 данной Инструкции комната для свиданий в ИВС с показателем вместимости от 20 до 30 мест должна иметь площадь 12 кв. м, здравпункт - состоять из кабинета медицинского работника площадью 12 кв. м и процедурной - 12 кв. м.

Аналогичные требования к указанным помещениям содержатся в Своде правил. Здания полиции. Правила проектирования. СП 500.1325800.2018, утвержденном и введенном в действие приказом Минстроя России от 17 января 2018 года N 19/пр (таблица Д.7).

Однако при разрешении настоящего административного дела судами не исследовался вопрос, позволяют ли технические характеристики здания ИВС, построенного в соответствии со строительными нормами в 1986 году, оборудовать дополнительное помещение в качестве комнаты для свиданий и увеличить площадь медицинского кабинета в соответствии с приведенными выше положениями, какие конкретные действия по устранению допущенных нарушений необходимо совершить МУ МВД России "Якутское". Кроме того, возлагая на МУ МВД России "Якутское" обязанность увеличить площадь медицинского кабинета, суды не выяснили, каким образом его площадь, составляющая 9,3 кв. м, влияет на оказание медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в ИВС и нарушает их права и законные интересы.

Не выяснение данных обстоятельств может повлечь нарушение конституционного принципа исполнимости судебного решения, поскольку защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт неисполним.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14 мая 2003 года N 8-П, публичная функция по исполнению судебных актов предполагает адекватные и соразмерные средства и способы ее реализации в том числе наделение исполнительных органов определенными полномочиями и установление соответствующих обязанностей для иных участников процесса исполнения судебного решения.

При возложении на МУ МВД России "Якутское" обязанности оснастить медицинский кабинет необходимым медицинским оборудованием и лекарственными препаратами, суды не проверяли, выполняются ли администрацией ИВС требования об оказании медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым, в каком порядке и объеме оказывается медицинская помощь названным лицам.

В силу положений части 1 статьи 24 Закона N 103-ФЗ оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.

В Правилах внутреннего распорядка закреплено, что подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику изолятора временного содержания во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц (пункт 123).

Инструкцией определены основные задачи и функции медицинского персонала ИВС, организация медицинского обеспечения и примерные табель оснащения медицинским имуществом и перечень лекарственных препаратов медицинского кабинета, которые, являясь приложениями, носят рекомендательный характер и не возлагают на администрацию ИВС обязанность по оснащению медицинского кабинета в полном соответствии с ними.

Нормы федерального законодательства также не содержат требований об обязательном оснащении медицинских кабинетов изоляторов временного содержания определенным медицинским оборудованием и соответствующими лекарственными препаратами.

Так, согласно пункту 8.7 Инструкции при оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, медицинские работники осуществляют расчет потребности в лекарственных препаратах, дезинфекционных средствах и медицинском оборудовании, своевременное представление в установленном порядке руководству изолятора соответствующих заявок об их пополнении (приобретении).

Вопрос о наличии указанных расчетов и соответствующих заявок судами не исследовался.

Возлагая на МВД по Республике Саха (Якутия) обязанность произвести финансирование мероприятий по приведению ИВС в соответствие с требованиями действующего законодательства за счет средств соответствующих субъектов, суд первой инстанции не привел нормы, подтверждающие полномочия регионального управления МВД России осуществлять финансирование, не проверил статус второго административного ответчика, является ли МУ МВД России "Якутское" юридическим лицом, самостоятельно отвечающим по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

Согласно части 3 статьи 9 Закона N 103-ФЗ ИВС являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В силу статьи 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N 699 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (далее - Положение), в соответствии с пунктом 9 которого данное министерство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом органов внутренних дел.

В подпункте 43 пункта 11 Положения установлено, что к полномочиям МВД России относится также организация в соответствии с законодательством Российской Федерации содержания органами внутренних дел задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

МВД России, как это указано в подпункте 100 пункта 11 Положения, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Названным выше Указом Президента Российской Федерации также утверждено Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (далее - Типовое положение), определяющее основные полномочия и организацию деятельности территориального органа МВД России на региональном уровне (пункт 1).

Подпунктами 28, 51 и 52 пункта 13 Типового положения предусмотрено, что территориальный орган в том числе обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями.

Приведенные нормы судами не применялись при разрешении настоящего спора, не выяснялось, имеется ли правовой акт МВД России (главного администратора доходов бюджета) о наделении МВД по Республике Саха (Якутия) такими полномочиями.

Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3).

Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствуют в связи с чем при таких обстоятельствах их нельзя признать законными, они подлежат отмене, административное дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2022 года, кассационное определение судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24 мая 2023 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления