ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 октября 2021 г. N 83-КАД21-8-К1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Ляшкова Андрея Михайловича на решение Советского районного суда г. Брянска от 30 октября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 9 февраля 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 20 апреля 2021 г. по административному делу N 2а-3186/2020 по административному исковому заявлению Ляшкова Андрея Михайловича к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя Федеральной налоговой службы Полозкова Д.С., представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску Тарасиковой Н.Г., Шолопа Н.М., Бобковой Н.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Ляшков А.М., являясь собственником объекта недвижимости - квартиры, расположенной по адресу: г. <...>, на основании налогового уведомления произвел 14 ноября 2013 г. уплату налога на имущество физических лиц за 2012 г. в размере 2388,70 руб.
В связи с предоставлением 16 апреля 2015 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Брянску (далее - ИФНС по г. Брянску) административному истцу льготы по налогу на имущество физических лиц в размере 100% произведен перерасчет налога за 2012 - 2013 гг., в результате которого у Ляшкова А.М. образовалась переплата в размере 2388,70 руб.
Ляшков А.М. 3 мая 2020 г. обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога по налогу на имущество физических лиц в сумме 2388,70 руб.
Решением ИФНС России по г. Брянску от 8 мая 2020 г. N 19645 административному истцу отказано в возврате налога ввиду того, что заявление подано по истечении трех лет со дня уплаты налога.
Ляшков А.М. обратился в Советский районный суд г. Брянска с административным исковым заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по г. Брянску от 8 мая 2020 г. N 19645 и возложении обязанности на налоговый орган возвратить ему из бюджета излишне уплаченный налог на имущество физических лиц в сумме 2388,70 руб., а также сумму процентов за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 30 октября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 9 февраля 2021 г. и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 20 апреля 2021 г., в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, Ляшков А.М. просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на допущенные судами существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном упомянутой статьей.
В силу пункта 7 названной статьи заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что, поскольку образующая переплату сумма налога перечислена Ляшковым А.М. 14 ноября 2013 г., а с заявлением о возврате излишне уплаченного налога он обратился только 3 мая 2020 г., отказ налогового органа в возврате ему излишне уплаченного налога по мотиву пропуска срока является правомерным.
Однако судами не принято во внимание, что права налогоплательщиков, в том числе на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов (подпункт 5 пункта 1 статьи 21, пункт 2 статьи 22 Налогового кодекса Российской Федерации).
К таким обязанностям Налоговый кодекс Российской Федерации, в частности, относит сообщение налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога (подпункты 7, 9 пункта 1 статьи 32, пункт 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
Каких-либо данных о том, что налоговый орган свои обязанности, предусмотренные подпунктами 7, 9 пункта 1 статьи 32, пунктом 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, по направлению соответствующего извещения налогоплательщику о ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога исполнил, материалы дела не содержат, как не содержат они и заявлений Ляшкова А.М. о перерасчете ранее уплаченного налога, что действительно могло бы свидетельствовать об осведомленности административного истца о имеющейся у него переплате.
Отсутствие таких сведений у налогоплательщика ввиду неисполнения налоговым органом указанной выше обязанности, тем более в случае, когда оплата налога производится на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом, препятствует гражданину определиться по поводу способа использования переплаты, в том числе своевременно принять решение о реализации своего права на возврат сумм излишне уплаченного налога.
С учетом изложенного решение ИФНС России по г. Брянску от 8 мая 2020 г. N 19645 об отказе в возврате налога на имущество физических лиц вынесено в нарушение норм налогового законодательства.
Кроме того, принимая решения, суды не исследовали документы, подтверждающие отнесение налогоплательщика к льготным категориям граждан, указанным в пункте 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации, не определили начальный срок применения указанной льготы.
При новом рассмотрении дела в случае установления обстоятельств, свидетельствующих о распространении льготного режима налогообложения на 2012 г., суду необходимо решить вопрос о возможности начисления налоговому органу процентов за каждый календарный день нарушения срока возврата излишне уплаченного налога, предусмотренных пунктом 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Советского районного суда г. Брянска от 30 октября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 9 февраля 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 20 апреля 2021 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Советский районный суд г. Брянска.
------------------------------------------------------------------