ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 19 июня 2019 г. N 4-КА19-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Нефедова О.Н. и Борисовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Еремеева Андрея Андреевича, Еремеевой Людмилы Викторовны на определение судьи Московского областного суда от 19 апреля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 04 июня 2018 года по административному исковому заявлению Еремеева Андрея Андреевича, Еремеевой Людмилы Викторовны о признании в части недействующими Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Красногорск Московской области, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 30 ноября 2017 года N 322/20.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Еремеева А.А. и Еремеевой Л.В. Осипенко К.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Еремеев Андрей Андреевич и Еремеева Людмила Викторовна обратились в суд с административным исковым заявлением о признании частично не действующими Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Красногорск Московской области, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 30 ноября 2017 года N 322/20.
Определением судьи Московского областного суда от 19 апреля 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 04 июня 2018 года, административное исковое заявление Еремеева А.А. и Еремеевой Л.В. возвращено заявителям в связи с неустранением недостатков, послуживших основанием для оставления заявления без движения.
Определением судьи Московского областного суда от 05 декабря 2018 года в передаче кассационной жалобы Еремеева А.А., Еремеевой Л.В. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе заявители, ссылаясь на допущенные нарушения норм процессуального права при решении вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда, просят отменить определение судьи Московского областного суда от 19 апреля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 04 июня 2018 года, направить материал в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2019 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 25 апреля 2019 года передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материал по административному исковому заявлению, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия считает, что такие нарушения были допущены судом.
Определением судьи Московского областного суда от 02 марта 2018 года административное исковое заявление Еремеева А.А. и Еремеевой Л.В. оставлено без движения, поскольку в административном исковом заявлении не указаны сведения о наличии у административных истцов высшего юридического образования, в случае, если они намерены лично вести административное дело о признании недействующим нормативного правового акта, а также не указаны сведения о представителе, имеющем высшее юридическое образование, если истцы такого образования не имеют. Кроме того, в административном исковом заявлении не указаны источник и дата опубликования оспариваемого нормативного правового акта.
Определением судьи Московского областного суда от 19 апреля 2018 года административное исковое заявление Еремеева А.А. и Еремеевой Л.В. возвращено заявителям в связи с неустранением недостатков, послуживших основанием для оставления заявления без движения. Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда сочла правильными выводы суда первой инстанции.
Между тем в силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 9 статьи 208 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 125 КАС РФ административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
Пунктом 5 части 1 статьи 126 КАС РФ установлено, что к административному исковому заявлению прилагается доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем.
Таким образом, законодательством об административном судопроизводстве не устанавливается требование о необходимости подписания административного искового заявления об оспаривании соответствующего правового акта только лицом, имеющим высшее юридическое образование (административным истцом или представителем). Допускаются подписание и подача административного искового заявления в суд непосредственно истцом, не имеющим высшего юридического образования, тогда как ведение административного дела в суде осуществляется через представителя, имеющего такое образование (Пункт 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснение законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Как следует из содержания поданного заявителями административного искового заявления, оспариваемый нормативный правовой акт - Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Красногорск Московской области, утвержденные решением Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 30 ноября 2017 года N 322/20 опубликованы на официальном сайте городского округа Красногорск Московской области не ранее 08 декабря 2017 года.
Таким образом, вопреки выводам, содержащимся в обжалуемом определении судьи, заявителями в поданном административном исковом заявлении были указаны источник и дата опубликования оспариваемого нормативного правового акта.
Возвращая административное исковое заявление, суд допустил существенное нарушение норм процессуального права, поскольку это повлекло ограничение доступа к правосудию, в связи с чем в соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а материал - направлению для рассмотрения со стадии принятия заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определение судьи Московского областного суда от 19 апреля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 04 июня 2018 года отменить.
Материал по административному исковому заявлению Еремеева Андрея Андреевича, Еремеевой Людмилы Викторовны о признании в части недействующими Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Красногорск Московской области, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 30 ноября 2017 года N 322/20, направить для рассмотрения по существу в Московский областной суд со стадии принятия заявления к производству суда.
------------------------------------------------------------------