Законодательство РФ

Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2024 N 64-ИКАД23-3-А5

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 января 2024 г. N 64-ИКАД23-3-А5

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Горчаковой Е.В. и Кузьмичева С.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сахалинского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на решение Сахалинского областного суда от 4 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 сентября 2023 года по административному делу N 3а-25/2023 по административному иску Сахалинского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (судами ошибочно в качестве административного истца указан первый секретарь названного областного отделения политической партии) о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Сахалинской области от 18 августа 2023 года N 89/403 о назначении членом Южно-Курильской территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса Кравченко И.А., возложении обязанности принять решение о назначении членом поименованной избирательной комиссии с правом решающего голоса Лукьянова М.В.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Вдовичева Ю.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Избирательной комиссии Сахалинской области от 28 января 2021 года сформирована Южно-Курильская территориальная избирательная комиссии (далее - территориальная избирательная комиссия) в количестве 7 членов комиссии с правом решающего голоса, в том числе назначен Зеленухин А.Н. по предложению Бюро Комитета Сахалинского регионального отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".

Постановлением Избирательной комиссии Сахалинской области от 10 августа 2023 года Зеленухин А.Н. до истечения срока полномочий на основании пункта 1 части 9 статьи 18 Закона Сахалинской области от 11 апреля 2008 года N 26-30 "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Сахалинской области" освобожден от обязанностей члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

10 августа 2023 года уведомление о принятом постановлении направлено в Сахалинское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" посредством электронной почты; установлен срок представления предложения по кандидатуре в состав территориальной избирательной комиссии до 17-00 часов 15 августа 2023 года.

12 августа 2023 года в Избирательную комиссию Сахалинской области от собрания избирателей по месту работы (ООО Рыбокомбинат "Островной") поступило предложение о выдвижении в состав территориальной избирательной комиссии кандидатуры Кравченко Ирины Александровны и ее письменное согласие.

14 августа 2023 года постановлением Бюро Комитета Сахалинского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в Избирательную комиссию Сахалинской области для назначения в территориальную избирательную комиссию представлена кандидатура Лукьянова Михаила Владимировича.

17 августа 2023 года в Избирательную комиссию Сахалинской области поступила информация от территориальной избирательной комиссии о регистрации Лукьянова М.В. 28 июля 2023 года кандидатом в депутаты Собрания муниципального образования "Южно-Курильский городской округ".

18 августа 2023 года рабочая группа Избирательной комиссии Сахалинской области по рассмотрению вопросов, связанных с формированием территориальных избирательных комиссий, рекомендовала назначить членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса Кравченко И.А., поскольку Лукьянов М.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Собрания муниципального образования "Южно-Курильский городской округ", следовательно, не может быть членом территориальной избирательной комиссии.

В этот же день на заседании Избирательной комиссии Сахалинской области принято постановление о назначении членом Южно-Курильской территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса Кравченко И.А. (далее - Постановление N 89/403).

Сахалинское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", считая такое решение незаконным, обратилось в суд с административным иском о его отмене и возложении обязанности на избирательную комиссию принять решение о назначении членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса Лукьянова М.В.

Решением Сахалинского областного суда от 4 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 сентября 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов ввиду существенного нарушения норм материального права и о принятии нового решения.

Основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия считает, что таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.

Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) в статье 22 закреплены общие условия формирования избирательных комиссий, в статье 26 - порядок формирования территориальных избирательных комиссий.

Формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений в том числе политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном органе соответствующего субъекта Российской Федерации; на основе предложений других политических партий и иных общественных объединений, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава (часть 6 статьи 26 поименованного выше закона).

Статус, порядок формирования, расформирования, порядок деятельности, полномочия и компетенция избирательных комиссий, комиссий референдума в Сахалинской области устанавливаются также Законом Сахалинской области от 11 апреля 2008 года N 26-ЗО "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Сахалинской области" (далее - Закон Сахалинской области об избирательных комиссиях).

Согласно пункту 4 статьи 22 Федерального закона N 67-ФЗ в комиссию по предложению каждой политической партии, каждого избирательного объединения, иного общественного объединения может быть назначено не более одного члена комиссии с правом решающего голоса. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.

Пунктом 3.1 статьи 22 Федерального закона N 67-ФЗ (аналогичная норма содержится в части 5 статьи 11 Закона Сахалинской области об избирательных комиссиях) установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий, в частности, члена территориальной избирательной комиссии, назначенного по представлению политической партии, вакантное место замещается по представлению той же политической партии (если соответствующая кандидатура ею представлена не позднее чем за три дня до истечения сроков, указанных в пункте 11 статьи 29 поименованного закона).

В период избирательной кампании орган, к компетенции которого относится назначение члена комиссии, обязан назначить нового члена комиссии вместо выбывшего не позднее чем через десять дней со дня его выбытия (пункт 11 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ).

Статья 29 упомянутого закона, определяя статус членов комиссии, в пункте 1 закрепила исчерпывающий перечень лиц, которые не могут быть членами комиссий с правом решающего голоса.

Так, не может быть таковым на соответствующих выборах кандидат (подпункт "ж", а также пункт 7 части 3 статьи 18 Закона Сахалинской области об избирательных комиссиях).

В соответствии с подпунктом 35 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ кандидат - это лицо, выдвинутое в установленном этим законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.

В материалы дела представлена копия решения Южно-Курильской территориальной избирательной комиссии от 28 июля 2023 года о регистрации Лукьянова М.В. кандидатом в депутаты Собрания муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" седьмого созыва по трехмандатному избирательному округу N 1, выдвинутого Сахалинским областным отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".

Установив данный факт, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к верному заключению о невозможности назначения Лукьянова М.В. членом избирательной комиссии с правом решающего голоса в силу прямого запрета федерального и регионального законодателей.

Кассационная жалоба не содержит доводов, ставящих под сомнение правильность такого суждения.

Вопреки доводам кассационной жалобы возможность реализации предусмотренного частью 3.1 статьи 22 Федерального закона N 67-ФЗ преимущественного права представления кандидатуры на замещение вакантного места члена избирательной комиссии с правом решающего голоса административному истцу предоставлена, процедура принятия оспариваемого постановления соблюдена.

С учетом сроков, обозначенных в пунктах 3.1 статьи 22, пункта 11 статьи 29 названного выше закона, Избирательная комиссия Сахалинской области была обязана принять решение о назначении нового члена территориальной избирательной комиссии не позднее чем через 10 дней со дня выбытия Зеленухина А.Н., а Сахалинское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" представить соответствующую кандидатуру не позднее чем за 3 дня до истечения указанного срока.

Пунктом 2 статьи 11.1 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в законоположении количество дней до дня наступления соответствующего события.

Согласно пункту 4 данной статьи если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в законе количества дней; при этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним - день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней.

Исходя из даты досрочного прекращения полномочий выбывшего члена комиссии (10 августа 2023 года), последним днем принятия административным ответчиком решения являлось 21 августа 2023 года, соответствующая кандидатура кандидата подлежала представлению административным истцом не позднее 17 августа 2023 года.

Таким образом, вывод судов о том, что кандидатура, отвечающая установленным частью 1 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ требованиям к членам избирательной комиссии с правом решающего голоса, в установленные сроки представлена не была, является верным, а довод кассационной жалобы об истечении срока реализации данного права 21 августа 2023 года основан на неверном толковании норм материального права.

Утверждение административного истца об отсутствии обязанности у лица, претендующего на назначение членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, до его назначения сложить полномочия, не совместимые со статусом члена комиссии, несостоятельна, противоречит требованиям подпункта "ж" пункта 1 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ.

Поскольку Лукьянов М.В. не мог быть назначен членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, иная кандидатура, отвечающая предъявляемым требованиям, за три дня до истечения установленного законом срока административным истцом не представлена, следовательно, Кравченко И.А., предложенная для назначения в состав комиссии собранием избирателей по месту работы, на законных основаниях назначена членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

С учетом изложенного Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Кассационная жалоба не содержит опровергающих выводы судов доводов, при рассмотрении настоящего административного дела не допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на его исход, следовательно, она не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Сахалинского областного суда от 4 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сахалинского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления