ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 15 октября 2021 г. N 47-ИКАД21-4-А4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу избирательного объединения "Региональное отделение в Оренбургской области общественной организации - Политической партии "Российский общенародный союз" (далее также - избирательное объединение) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 августа 2021 года по делу N 3а-1203/2021 по административному исковому заявлению избирательного объединения "Региональное отделение в Оренбургской области общественной организации - Политической партии "Российский общенародный союз" к избирательной комиссии Оренбургской области о признании незаконным постановления N 15/110-7 от 13 июля 2021 года "Об отказе в заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение в Оренбургской области Общественной организации - Политической партии "Российский общенародный союз" при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области седьмого созыва", возложении обязанности заверить указанный список кандидатов.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителя административного истца Сауляка О.П., представителя общественной организации - Политической партии "Российский общенародный союз" Бондаренко М.Г., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 17 июня 2021 года N 2836 выборы депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области седьмого созыва назначены на 19 сентября 2021 года.
Постановлением избирательной комиссии Оренбургской области от 13 июля 2021 года N 15/110-7 отказано в заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение в Оренбургской области общественной организации - Политической партии "Российский общенародный союз" при проведении вышеуказанных выборов (далее - список кандидатов), поскольку участники общего собрания регионального отделения политической партии за выдвижение списка кандидатов не голосовали, решение о выдвижении списка кандидатов собранием не принималось, согласно бюллетеню N 1 голосование проведено по каждому кандидату, а не по списку, что свидетельствует о нарушении избирательным объединением порядка выдвижения кандидатов, предусмотренного действующим законодательством.
Избирательное объединение, считая указанное постановление неправомерным, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным, а также просило возложить обязанность на избирательную комиссию Оренбургской области заверить список кандидатов, указав в обоснование требований, что избирательная комиссия неправильно оценила представленные 6 июля 2021 года в подтверждение выдвижения кандидатов документы, не указала в чем выразилось нарушение процедуры выдвижения кандидатов и какие требования закона не выполнены, нарушила положения пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ), которые не допускают вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, превысила свои полномочия, предусмотренные пунктом 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и статьей 19 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2005 года N 2711/469-III-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области".
Административный иск, отправленный почтой 23 июля 2021 года в 20 ч. 57 мин., поступил в Оренбургский областной суд 26 июля 2021 года.
Решением Оренбургского областного суда от 2 августа 2021 года требования административного истца удовлетворены частично. Признано незаконным и отменено постановление избирательной комиссии Оренбургской области N 15/110-7 от 13 июля 2021 года "Об отказе в заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение в Оренбургской области Общественной организации - Политической партии "Российский общенародный союз" при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области седьмого созыва". В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 августа 2021 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований избирательного объединения "Региональное отделение в Оренбургской области общественной организации - Политической партии "Российский общенародный союз" отказано.
В кассационной жалобе, поданной административным истцом в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене указанного апелляционного определения.
По мнению административного истца, вывод суда апелляционной инстанции о пропуске срока оспаривания решения избирательной комиссии об отказе в заверении списка кандидатов нельзя признать правильным, поскольку в день окончания установленного частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) срока, то есть 23 июля 2021 года, административный иск был сдан в отделение почтовой связи.
В соответствии с частью 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что таких оснований для отмены принятого судом апелляционной инстанции судебного акта не имеется.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах определены Федеральным законом N 67-ФЗ.
По смыслу пункта 6 статьи 76 названного федерального закона, решение избирательной комиссии об отказе в заверении списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного закона, иных требований, установленных этим федеральным законом, иным законом.
Статьей 240 КАС РФ определено, что административный иск, касающийся решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подан в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения, данный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (части 4 и 7).
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ.
Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" обратил внимание, что, несмотря на установление сроков обращения в суд за защитой избирательных прав нормами процессуального закона и положениями Федерального закона N 67-ФЗ, положения статьи 11.1 поименованного закона, определяющие порядок исчисления сроков, связанных с применением законодательства о выборах и референдумах, не распространяются на исчисление процессуальных сроков, в том числе на сроки обращения в суд, правила исчисления которых установлены процессуальным кодексом (пункт 26).
В пункте 23 названного постановления разъяснено, что сроки для обращения в суд с требованиями в том числе об оспаривании решений избирательной комиссии об отказе в заверении списка кандидатов не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска. При установлении факта пропуска сроков обращения в суд, которые не подлежат восстановлению, суд отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях ранее неоднократно указывал, что установление федеральным законодателем сокращенных сроков судебного оспаривания отдельных решений избирательных комиссий, принимаемых в рамках конкретных избирательных кампаний, в том числе решений об отказе в регистрации кандидатов, предопределено строгими временными рамками избирательного процесса и необходимостью оперативного разрешения соответствующих дел (постановления от 25 декабря 2001 года N 17-П и от 26 декабря 2005 года N 14-П) и что установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан (определения от 20 декабря 2016 года N 2599-О, от 28 февраля 2017 года N 360-О, от 27 сентября 2018 года N 2494-О, от 28 мая 2020 года N 1138-О и др.).
Разрешая заявленные требования, Оренбургский областной суд правильно установил, что исчисление десятидневного срока обжалования постановления от 13 июля 2021 года N 15/111-7 начинается 14 июля 2021 года и заканчивается 23 июля 2021 года.
Вместе с тем вывод суда первой инстанции о том, что настоящий административный иск подан в установленный законом срок, правильно признан судом апелляционной инстанции ошибочным.
Федеральный законодатель, устанавливая в КАС РФ общие правила исчисления процессуальных сроков, указал, что процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные упомянутым Кодексом; если срок исчисляется периодом, то процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода, при этом в сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, и сделал исключение в отношении сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным, в том числе главой 24 названного Кодекса о производстве по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 92).
Процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока; жалоба, документы или денежные суммы, сданные в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, признаются поданными в срок (часть 4 статьи 93).
Однако данное положение не применяется к процессуальным срокам, установленным статьей 240 КАС РФ, в силу прямого указания федерального законодателя в части 4 статьи 93 КАС РФ.
Исходя из приведенных законоположений, административный иск об оспаривании постановления N 15/111-7, принятого 13 июля 2021 года и врученного в этот же день представителю избирательного объединения, считается поданным в срок при условии его поступления в суд не позднее 23 июля 2021 года.
Между тем, как следует из материалов дела и не оспаривается избирательным объединением, административный иск направлен в суд почтовым отправлением, сданным на почту в последний день истечения процессуального десятидневного срока - 23 июля 2021 года, поступил в суд 26 июля 2021 года.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о пропуске административным истцом не подлежащего восстановлению ни при каких условиях срока обращения в суд с требованием о признании незаконным и об отмене решения об отказе в заверении списка кандидатов основан на фактических обстоятельствах и правильно примененных нормах процессуального права.
Поскольку пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска в силу положений части 10 статьи 240 КАС РФ, доводы кассационной жалобы об ошибочности позиции суда апелляционной инстанции о несоблюдении избирательным объединением требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом N 95-ФЗ и Федеральным законом N 67-ФЗ, правового значения не имеют и не подлежат оценке, следовательно, не могут являться основанием для отмены апелляционного определения и оставления в силе решения суда первой инстанции, как об этом поставлен вопрос в кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 327, 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Избирательного объединения "Региональное отделение в Оренбургской области общественной организации - Политической партии "Российский общенародный союз" - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------