ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 15 октября 2021 г. N 47-ИКАД21-3-А4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу избирательного объединения "Региональное отделение в Оренбургской области ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОССИЙСКИЙ ОБЩЕНАРОДНЫЙ СОЮЗ" (далее - Избирательное объединение) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 августа 2021 года по административному делу N 3а-1204/2021 по административному исковому заявлению Избирательного объединения к Избирательной комиссии Оренбургской области (далее - Избирательная комиссия) о признании незаконным ее постановления от 13 июля 2021 года N 15/111-7 "Об отказе в заверении областного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение в Оренбургской области ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОССИЙСКИЙ ОБЩЕНАРОДНЫЙ СОЮЗ" при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области седьмого созыва" (далее - Постановление N 15/111-7) и о возложении обязанности заверить областной список кандидатов.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Избирательного объединения Сауляка О.П. и представителя ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОССИЙСКИЙ ОБЩЕНАРОДНЫЙ СОЮЗ" Бондаренко М.Г., поддержавших доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 17 июня 2021 года N 2836 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области седьмого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии N 15/111-7 отказано в заверении областного списка кандидатов, выдвинутого Избирательным объединением по единому избирательному округу (далее - Список кандидатов), при проведении названных выборов.
Избирательное объединение, считая указанное постановление неправомерным, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным, а также просило обязать Избирательную комиссию заверить Список кандидатов, указав в обоснование требований, что Избирательная комиссия неправильно оценила представленные в подтверждение выдвижения 6 июля 2021 года кандидатов документы, не указала, в чем выразилось нарушение процедуры выдвижения кандидатов и какие требования закона не выполнены, нарушила положения пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ), которые не допускают вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, превысила свои полномочия, предусмотренные пунктом 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и статьей 19 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2005 года N 2711/469-III-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области).
Административный иск, отправленный почтой 23 июля 2021 года в 20 час. 56 мин., поступил в Оренбургский областной суд 26 июля 2021 года.
Решением поименованного суда от 2 августа 2021 года административное исковое заявление удовлетворено, Постановление N 15/111-7 признано незаконным, на Избирательную комиссию возложена обязанность в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу заверить Список кандидатов.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 августа 2021 года названный судебный акт отменен, принято новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Избирательное объединение просит отменить апелляционное определение ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению административного истца, вывод суда апелляционной инстанции о пропуске срока оспаривания решения Избирательной комиссии об отказе в заверении Списка кандидатов неправильный, поскольку окончанием установленного частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) срока является день направления административного иска по почте, то есть 23 июля 2021 года, а не день его получения судом.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 КАС РФ).
Такие нарушения по настоящему административному делу не установлены.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
По смыслу пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ, решение избирательной комиссии об отказе в заверении списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Закона, иных требований, установленных этим Федеральным законом, иным законом.
Статьей 240 КАС РФ определено, что административный иск, касающийся решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подан в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения, данный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (части 4 и 7).
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ.
Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" обратил внимание, что, несмотря на установление сроков обращения в суд за защитой избирательных прав нормами процессуального закона и положениями Федерального закона N 67-ФЗ, положения статьи 11.1 поименованного закона, определяющие порядок исчисления сроков, связанных с применением законодательства о выборах и референдумах, не распространяются на исчисление процессуальных сроков, в том числе на сроки обращения в суд, правила исчисления которых установлены процессуальным кодексом (пункт 26).
В пункте 23 названного Постановления разъяснено, что сроки для обращения в суд с требованиями в том числе об оспаривании решений избирательной комиссии об отказе в заверении списка кандидатов не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска. При установлении факта пропуска сроков обращения в суд, которые не подлежат восстановлению, суд отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением и последствий его несоблюдения относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя и обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений (Определения от 20 декабря 2016 года N 2599-О, от 28 февраля 2017 года N 360-О, от 28 сентября 2017 года N 1835-О, от 27 сентября 2018 года N 2494-О, от 30 сентября 2019 года N 2636-О, от 19 декабря 2019 года N 3397-О).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно установил, что исчисление десятидневного срока обжалования Постановления N 15/111-7 начинается 14 июля 2021 года и заканчивается 23 июля 2021 года.
Вместе с тем вывод суда о том, что настоящий административный иск подан в установленный законом срок, правильно признан судом апелляционной инстанции ошибочным.
Федеральный законодатель, устанавливая в КАС РФ общие правила исчисления процессуальных сроков, указал, что процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные упомянутым Кодексом; если срок исчисляется периодом, то процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода, при этом в сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, и сделал исключение в отношении сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным в том числе главой 24 названного кодекса о производстве по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 92).
В случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день (часть 2 статьи 93 КАС РФ).
Процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока; жалоба, документы или денежные суммы, сданные в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, признаются поданными в срок.
Однако данное положение не применяется к процессуальным срокам, установленным наряду с другими статьей 240 КАС РФ, в силу прямого указания федерального законодателя в части 4 статьи 93 КАС РФ.
По смыслу приведенных законоположений, административный иск об оспаривании Постановления N 15/111-7, принятого 13 июля 2021 года и врученного в этот же день представителю Избирательного объединения, считается поданным в срок при условии его поступления в суд не позднее 23 июля 2021 года.
Между тем, как следует из материалов дела и не оспаривается Избирательным объединением, административный иск направлен в суд почтовым отправлением, сданным на почту в последний день истечения процессуального десятидневного срока - 23 июля 2021 года, поступил в суд 26 июля 2021 года.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о пропуске административным истцом не подлежащего восстановлению ни при каких условиях срока обращения в суд с требованием о признании незаконным и об отмене решения об отказе в заверении Списка кандидатов основан на фактических обстоятельствах и правильно примененных нормах процессуального права.
Поскольку пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска в силу положений части 10 статьи 240 КАС РФ, доводы кассационной жалобы об ошибочности позиции суда апелляционной инстанции о несоблюдении Избирательным объединением требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом N 95-ФЗ и Федеральным законом N 67-ФЗ, правового значения не имеют, следовательно, не могут являться основанием для отмены апелляционного определения и оставления в силе решения суда первой инстанции, как об этом поставлен вопрос в кассационной жалобе.
Утверждение в кассационной жалобе об ошибочности позиции суда апелляционной инстанции о нарушении административным истцом процессуального срока обращения в суд несостоятельно, как основанное на неправильном применении норм права, регулирующих спорные отношения.
Положения главы 8 КАС РФ, регламентирующей вопросы о процессуальных сроках, вопреки изложенной в кассационной жалобе позиции Избирательного объединения, распространяются на все стадии административного судопроизводства.
Руководствуясь статьями 327, 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу избирательного объединения "Региональное отделение в Оренбургской области ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОССИЙСКИЙ ОБЩЕНАРОДНЫЙ СОЮЗ" - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------