Законодательство РФ

Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2020 N 73-КАД20-1-К8

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 сентября 2020 г. N 73-КАД20-1-К8

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зинченко И.Н.

судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кабанова Алексея Викторовича на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 11 июня 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 28 августа 2019 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29 января 2020 года по административному делу N 2а-2229/2019 по административному исковому заявлению Кабанова А.В. к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N <...> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконными действий.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., возражения представителя ФСИН России Гейко С.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

установила:

Кабанов А.В., отбывающий наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-<...> УФСИН России по Хабаровскому краю, обратился в суд с названным выше административным исковым заявлением, указывая в обоснование заявленных требований на то, что 15 апреля 2019 года передал администрации учреждения закрытый конверт для отправления в Верх-Исетский районный отдел судебных приставов г. Екатеринбурга, который на следующий день был возвращен с разъяснениями, что данная корреспонденция подвергается цензуре, и конверт должен быть подан в открытом виде. Административный истец полагал, что данными действиями нарушено его право вести переписку, подавать заявления в органы власти без осуществления цензуры со стороны администрации исправительного учреждения.

Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 11 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 28 августа 2019 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29 января 2020 года указанные судебные акты оставлены без изменения, кассационная жалоба Кабанова А.В. без удовлетворения.

В кассационной жалобе, поданной Кабановым А.В. в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе Кабанов А.В. указывает, что административный ответчик, подвергая цензуре почтовую корреспонденцию, направленную в адрес Верх-Исетского районного отдела судебных приставов г. Екатеринбурга, нарушает его право на свободу переписки с государственным органом, выполняющим функции по исполнению судебных актов.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22 мая 2020 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 20 июля 2020 года кассационная жалоба Кабанова А.В. с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами при рассмотрении настоящего дела допущены такого рода нарушения.

Судами установлено и подтверждается материалами административного дела, что Кабанов А.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН по Хабаровскому краю. 15 апреля 2019 года административный истец передал администрации ФКУ ИК-1 закрытый конверт для отправки в Верх-Исетский районный отдел судебных приставов г. Екатеринбурга. 16 апреля 2019 года административный ответчик, ссылаясь на пункт 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295 (далее - Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений), возвратил конверт с корреспонденцией административному истцу, указав, что данная корреспонденция подается в открытом виде и подвергается цензуре.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленного административным истцом требования о признании незаконными указанных действий администрации исправительного учреждения, суд исходил из буквального содержания предписаний части 4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и пришел к выводу, что на почтовые отправления в адрес Верх-Исетского районного отдела судебных приставов не распространяются исключения относительно цензуры, в связи с чем не нашел оснований для удовлетворения требований Кабанова А.В.

Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводами суда первой инстанции об обоснованности цензуры со стороны администрации исправительного учреждения в отношении корреспонденции, направленной Кабановым А.В. в указанный выше районный отдел службы судебных приставов.

Однако с указанной позицией судебных инстанций согласиться нельзя, ввиду следующего.

Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Частью 4 статьи 15 поименованного кодекса определено, что предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к лишению свободы, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат.

Таким образом, федеральный законодатель, регламентируя порядок обращения осужденных с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами, исключил цензуру таких обращений, в том числе в адрес органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, которые, как это закреплено Конституцией Российской Федерации, образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (часть 2 статьи 77).

Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации, осуществляющим исполнительную власть, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (статья 1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Исходя из приведенных норм и положений статьи 12, регламентирующей общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти указанного Федерального конституционного закона, Правительство Российской Федерации руководит работой и контролирует деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, - постановлением Правительства Российской Федерации (пункт 2).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1316, Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее - государственный реестр), и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр. Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденным приказом Минюста России от 21 мая 2013 года N 74 (действовавшего на момент совершения оспариваемых действий), определено, что территориальным органом Федеральной службы судебных приставов является управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов (далее - территориальный орган), действующее на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации (пункт 1.1), основными задачами которого является, в том числе управление районными, межрайонными и специализированными отделами (подпункт 1.4.3 пункта 1.4).

Из правового анализа приведенных федеральных законоположений следует, что требования части 4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в которой используется универсальное понятие "Правительство Российской Федерации", применяются в отношении любого федерального органа исполнительной власти.

Кроме того, Европейский Суд по правам человека в постановлениях напоминает о своей устоявшейся прецедентной практике, согласно которой заключенные, в целом, продолжают пользоваться всеми основными правами и свободами, которые гарантируются Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 года, за исключением права на свободу, если законное содержание под стражей прямо подпадает под действие статьи 5 Конвенции.

В то время как содержание под стражей, как и любая другая мера, лишающая человека его свободы, влечет за собой различные ограничения его прав и свобод, это лицо не утрачивает свои права, гарантированные Конвенцией, только по причине его статуса заключенного, включая права, гарантированные статьей 8 Конвенции (каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции), так что ограничения этих прав должны быть оправданы в каждом конкретном случае (пункт 81 постановления по жалобе N 27057/06 "Горлов и другие против Российской Федерации" и по 2 другим жалобам (вынесено 2 июля 2019 года, вступило в силу 4 ноября 2019 года).

Исходя из изложенного, осужденные обладают правом на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами в указанные государственные органы, как и другие граждане Российской Федерации. Вопросы же проверки правильности указания сведений об адресатах направляемой осужденными корреспонденции находятся в компетенции администрации службы исполнения наказания.

Таким образом, признавая обоснованной цензуру администрации исправительного учреждения в отношении корреспонденции Кабанова А.В., адресованной в государственный орган - службу судебных приставов, выполняющий, в том числе, функции по исполнению судебных актов, судами допущено неправильное применение и толкование норм материального права, что служит основанием для отмены судебных актов в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным отказа федерального казенного учреждения "Исправительная колония N <...> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" в отправке в закрытом виде корреспонденции от Кабанова А.В. в адрес указанного выше государственного органа и вынесения в данной части нового решения по делу.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 11 июня 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 28 августа 2019 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29 января 2020 года в части отказа в удовлетворении требований Кабанова Алексея Викторовича о признании незаконным отказа федерального казенного учреждения "Исправительная колония N <...> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" в отправке в закрытом виде корреспонденции от Кабанова Алексея Викторовича в адрес Верх-Исетского районного отдела службы судебных приставов г. Екатеринбурга отменить, принять в этой части новое решение.

Признать незаконным отказ федерального казенного учреждения "Исправительная колония N <...> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" от 16 апреля 2019 года в отправке в закрытом виде корреспонденции от Кабанова Алексея Викторовича в адрес Верх-Исетского районного отдела службы судебных приставов г. Екатеринбурга.

В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления