Законодательство РФ

Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2021 N 82-КАД21-1-К7

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 октября 2021 г. N 82-КАД21-1-К7

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Власовой Веры Леонидовны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 25 ноября 2020 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 2 марта 2021 г. по административному делу N 2а-6398/2020 по административному исковому заявлению Власовой Веры Леонидовны к государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области Корольковой Елене Валерьевне и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области о признании решения незаконным.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

решением Курганского городского суда Курганской области от 30 июня 2020 г. удовлетворены административные исковые требования Власовой В.Л. к государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области Корольковой Е.В. и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, признано незаконным решение от 26 февраля 2020 г. N КУВД-001/2020-1970182/1 о приостановлении государственного кадастрового учета изменений площади и описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 25 ноября 2020 г., оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 2 марта 2021 г., решение Курганского городского суда Курганской области от 30 июня 2020 г. отменено с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления Власовой В.Л. о признании незаконным оспариваемого решения.

В кассационной жалобе административный истец, ссылаясь на допущенные при рассмотрении административного дела судами нарушения норм материального права, просит принятые по делу судебные акты судов апелляционной и кассационной инстанций отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.

Как следует из материалов административного дела, 17 февраля 2020 г. административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете изменений площади и описания местоположения границ земельного участка, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для ведения личного подсобного хозяйства".

К заявлению приложен межевой план, согласно которому границы земельного участка определены как границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Государственным регистратором Управления Росреестра по Курганской области принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с невозможностью определить местоположение границ уточняемого земельного участка.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования административного истца, исходил из того, что при подготовке межевого плана земельного участка кадастровым инженером использованы документы, предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ).

Суд апелляционной инстанции, с которым согласился кассационный суд, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, установил, что кадастровым инженером при определении месторасположения границ земельного участка не использовано свидетельство о праве собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей от 22 июня 1992 г. N 122, контурные планы 1993 года не содержат всех границ земельного участка, учтенный кадастровым инженером картографический материал не подтверждает наличие границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет, а картографические материалы, подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка на местности при его образовании, регистрационному органу не представлены. В связи с изложенным суды сделали вывод о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении административного искового требования.

Между тем судами апелляционной и кассационной инстанций не учтены требования статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ, из которой следует, что федеральный законодатель, устанавливая требования к межевому плану как к одному из оснований для осуществления государственного кадастрового учета, к его форме и содержанию, определяя его как документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, воспроизводящий сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (пункт 7 части 2 статьи 7, части 1, 5 и 6), предусматривает установление местоположения границ земельного участка посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8), а при уточнении границ земельного участка в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10).

Согласно пункту 70 приказа Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - приказ Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921) выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".

В силу пункта 7 названного приказа обязательному включению в состав межевого плана независимо от вида кадастровых работ (за исключением случая подготовки межевого плана в отношении земельного участка, образуемого в результате объединения земельных участков) подлежит раздел, содержащий сведения о выполненных измерениях и расчетах.

В реквизите "1" раздела "Сведения о выполненных измерениях и расчетах" межевого плана указывается метод определения координат характерных точек границ земельных участков и их частей, который применялся при осуществлении кадастровых работ.

В зависимости от примененных при выполнении кадастровых работ методов определения координат характерных точек границ земельных участков и их частей в графе "3" реквизита "1" раздела "Сведения о выполненных измерениях и расчетах" указываются, в частности, метод спутниковых геодезических измерений (определений), а также картометрический метод (пункт 37 приказа Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921).

В соответствии с пунктом 21 данного приказа для подготовки межевого плана используются картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Согласно пункту 70 приказа Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 г., или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).

Из анализа приведенных норм следует, что исчерпывающий перечень документов, подтверждающих существование таких границ, законодателем не установлен. При этом местоположение границ земельного участка при их уточнении должно определяться с учетом сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок; при отсутствии документа, подтверждающего право на земельный участок, - исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; при отсутствии в документах сведений о местоположении границ земельного участка - в соответствии с границами, существующими на местности пятнадцать лет и более и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Из представленных в материалы дела документов следует, что при подготовке межевого плана по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <...> кадастровым инженером использовались в том числе контурные планы 1993 года масштаба 1:2000, содержащие информацию о местоположении границ земельного участка с указанным кадастровым номером и смежных с ним земель неразграниченной государственной собственности, определенных как существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием объектов искусственного происхождения, позволяющие определить местоположение границ земельного участка, а также акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <...> со смежным землепользователем Ч. - правообладателем земельного участка с кадастровым номером <...>. Местоположение данных границ установлено методом спутниковых геодезических измерений (определений) путем определения координат характерных точек границ земельного участка, закрепленных на местности объектами искусственного происхождения.

Также материалами дела установлено, что с целью получения документов, выданных при образовании земельного участка с кадастровым номером <...>, - свидетельства от 22 июня 1992 г. N 122 - административный истец обращалась в Управление Росреестра по Курганской области. В ответ на указанное заявление регистрирующим органом предоставлена информация, что в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, план земельного участка, расположенного по адресу: с. <...>, отсутствует. Данная информация содержится в строке "5" реквизита "1" раздела "Исходные данные".

Вместе с тем в отзыве на административное исковое заявление администрация Михайловского сельсовета Мокроусовского района Курганской области указывает на то, что земельный участок с кадастровым номером <...> существует на местности более 15 лет.

С учетом изложенного при отсутствии в документах, подтверждающих право Власовой В.Л. на земельный участок, сведений о местоположении его границ и документов, определявших местоположение при его образовании в государственном фонде данных, кадастровым инженером обоснованно установлены координаты характерных точек границ земельного участка, закрепленных на местности объектами искусственного происхождения, определяющими границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В заключении имеется связный текст, в котором приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка административного истца с использованием картографического материала в виде масштабированных контурных планов, составленных с применением метода спутниковых геодезических измерений. Определение координат характерных точек границ земельного участка с применением указанного картографического материала и метода измерений отвечает требованиям части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ и приказа Минэкономразвития России от 8 декабря 2015.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 25 ноября 2020 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 2 марта 2021 г. отменить, оставить в силе решение Курганского городского суда Курганской области от 30 июня 2020 г.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления