ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 ноября 2021 г. N 49-ИКАД21-1-А4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вахитова Тагира Радмировича на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 августа 2021 года по административному делу N 3а-1374/2021 по административному исковому заявлению Вахитова Т.Р. к территориальной избирательной комиссии городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (далее - ТИК, избирательная комиссия) об оспаривании решения "Об отказе Вахитову Т.Р., выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Республики Башкортостан - Салаватский одномандатный избирательный округ N 7" и итогового протокола проверки подписных листов, представленных кандидатом.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никоноровой О.Е., полагавшей, что судебные акты подлежат оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года N 4/28-8 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу: Республика Башкортостан - Салаватский одномандатный избирательный округ N 7 возложены на ТИК.
Решением ТИК от 8 августа 2021 года N 28/1-7 Вахитову Т.Р., выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Республики Башкортостан - Салаватский одномандатный избирательный округ N 7, отказано.
Вахитов Т.Р. обратился в суд с административным иском об оспаривании указанного решения и итогового протокола проверки подписных листов от 5 августа 2021 года, ссылаясь на отсутствие законных оснований для отказа в его регистрации кандидатом в депутаты, поскольку все необходимые документы и сведения им представлены своевременно. По его мнению, представленные им подписные листы соответствуют установленной законом форме и содержат необходимые сведения об избирателях, а наличие отклонений от требований закона по их оформлению не может являться основанием для отказа в регистрации, поскольку такие отклонения формальны и не препятствуют установлению воли избирателей, внесших свою подпись в поддержку кандидата.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 августа 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Вахитов Т.Р. просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, административный иск удовлетворить.
В соответствии с частью 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами первой и апелляционной инстанций такие нарушения допущены не были.
Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", других федеральных законов (часть 1 статьи 2 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного федерального закона, иным законом.
В силу части 1 статьи 44 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" необходимым условием регистрации кандидата является поддержка его выдвижения избирателями, наличие которой подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения.
Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения (часть 13 статьи 45 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").
Статьей 49 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" определено, что окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований данного федерального закона при самовыдвижении кандидатов и представлении кандидатами документов в окружную избирательную комиссию, а также достоверность сведений о кандидатах. В случае представления подписных листов с подписями избирателей окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований данного федерального закона к сбору подписей избирателей и оформлению подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах (часть 1).
Недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей (пункт 8 части 15).
Если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от установленного количества подписей, подлежащих проверке, в предусмотренном названной статьей порядке проводится дополнительная проверка еще 15 процентов подписей от количества подписей, необходимого для регистрации кандидата (часть 18).
Кандидат не регистрируется, если количества представленных им подписей избирателей за вычетом подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, недостаточно для регистрации (часть 20).
Основаниями для отказа в регистрации для кандидата, представившего подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения), являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, подлежащих проверке (пункт 7 части 1 статьи 51 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").
Согласно приложению N 3 к постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021 года N 9/74-8 "О вопросах, связанных с оформлением, приемом и проверкой окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва" в одномандатном избирательном округе Республики Башкортостан - Салаватский одномандатный избирательный округ N 7 зарегистрировано 491 497 избирателей; количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата по указанному округу, составляет - 14 745 подписей, максимальное количество подписей избирателей, представляемых в окружную избирательную комиссию, - 15 482 подписи.
Как следует из материалов дела и установлено судами, административный истец представил в избирательную комиссию 15 480 подписей избирателей, собранных в поддержку его самовыдвижения на 3 096 листах, сброшюрованных в 31 папку. При приеме документов в процессе подсчета подписей избирателей установлено, что фактически Вахитовым Т.Р. предъявлено 15 477 подписей.
4 августа 2021 года избирательная комиссия для проведения первоначальной проверки отобрала посредством случайной выборки (жребия) 591 подписной лист с 2 949 подписями избирателей, по результатам проверки которых 5 августа 2021 года составлен итоговый протокол. Из данного протокола следует, что признаны недействительными 2 111 подписей избирателей (71,58% от всех отобранных для проверки), из них 2 000 по коду 22 - подписной лист не заверен подписью кандидата.
5 августа 2021 года избирательная комиссия отобрала для дополнительной проверки посредством случайной выборки 443 подписных листа с 2 212 подписями избирателей, в связи с чем суммарное количество подписей, подлежащих проверке, составило 5 161 подпись (35% от общего числа подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, представленных в окружную избирательную комиссию).
В ходе проверки дополнительно отобранных подписей выявлено 562 недействительные подписи, из них 499 по коду 22 - подписной лист не заверен подписью кандидата.
Таким образом, общее количество недействительных (недостоверных) подписей составило 2 673 (51,79% от общего числа подписей, отобранных для проверки), из них по коду 22 - 2 499 подписи. Достоверными и действительными признаны 2 488 подписей. Выявленное количество недействительных (недостоверных) подписей избирателей на основании подпункта 7 пункта 7 статьи 51 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" явилось основанием для отказа Вахитову Т.Р. в регистрации в качестве кандидата в депутаты.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, правомерно признал отказ избирательной комиссии в регистрации административного истца кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Республики Башкортостан - Салаватский одномандатный избирательный округ N 7 законным.
Довод кассационной жалобы Вахитова Т.Р. о том, что вывод избирательной комиссии о недействительных (недостоверных) 2 499 подписях избирателей основан на избыточном требовании Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" о заверении каждого подписного листа подписью кандидата, основанием для отмены судебных актов не является.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование порядка и условий выдвижения и регистрации кандидатов (списков кандидатов) на выборах, в том числе в части определения как состава сведений в отношении лиц, изъявивших желание баллотироваться на выборах, которые должны быть сообщены в соответствующую избирательную комиссию, так и порядка и сроков представления этих сведений, должно отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям правовой определенности и не носить характера избыточных, чрезмерных ограничений, создающих, вопреки конституционному принципу равенства, произвольные препятствия для свободы деятельности политических партий (часть 1 статьи 30) и реализации избирательных прав граждан (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2016 года N 1742-О, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 октября 2020 года N 43-П).
Установление федеральным законодателем в избирательном законе конкретных требований к заверению подписного листа обусловлено созданием равных условий для кандидатов.
Судами установлено, что Вахитов Т.Р. представил в избирательную комиссию подписные листы, заверенные им путем их сшивания и фиксирования места сшива бумажной пломбой с указанием на ней сведений, предусмотренных частью 13 статьи 45 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Как правильно указали суды, такой способ заверения подписных листов не соответствует части 13 статьи 45 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", поскольку не является заверением каждого подписного листа, а свидетельствует лишь о том, сколько в папке сшито подписных листов и какое количество подписей избирателей содержится в ней.
Поскольку выдвижение и регистрация кандидатов осуществляются на одних и тех же условиях, признание представленных административным истцом подписных листов, оформленных с нарушением закона, достоверными повлечет нарушение принципа равенства прав и обязанностей кандидатов.
Довод кассационной жалобы о том, что ведомости проверки подписных листов не соответствуют Методическим рекомендациям по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021 года N 9/75-8, был предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получил правильную правовую оценку.
При таком положении вывод судов об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого решения избирательной комиссии является правильным, а судебные акты об отказе в удовлетворении административного иска Вахитова Т.Р. - законными и обоснованными.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Вахитова Т.Р. - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------