ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 сентября 2020 г. N 3-ИКАД20-2-А2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица Коми регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России (далее - Коми региональное отделение ЛДПР) на решение Верховного Суда Республики Коми от 19 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 9 сентября 2020 года по административному делу N 3а-215/2020 по административному исковому заявлению Василевич Марии Ивановны о признании незаконным и отмене постановления окружной (названной в административном иске территориальной) избирательной комиссии по выборам депутатов Государственного Совета Республики Коми VII созыва по Эжвинскому избирательному округу N 4 (далее - ОИК N 4) от 30 июля 2020 года N 3/5 о регистрации кандидата в депутаты по названному избирательному округу Гобанова М.А.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Коми регионального отделения ЛДПР Ноздрина А.Д., поддержавшего доводы кассационной жалобы и сообщившего об отсутствии кассационной жалобы Гобанова М.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Государственного Совета Республики Коми от 10 июня 2020 года на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Государственного Совета Республики Коми VII созыва.
На территориальную избирательную комиссию Эжвинского района города Сыктывкара постановлением Избирательной комиссии Республики Коми от 11 июня 2020 года возложены полномочия ОИК N 4.
Василевич М.И., зарегистрированный кандидат в депутаты по Эжвинскому избирательному округу N 4, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления ОИК N 4 от 30 июля 2020 года N 3/5 о регистрации кандидата в депутаты по названному избирательному округу Гобанова М.А., выдвинутого Коми региональным отделением ЛДПР (далее - Постановление о регистрации кандидата Гобанова М.А.).
В обоснование требований административный истец указал, что Гобанов М.А. неправомерно зарегистрирован кандидатом в депутаты при наличии предусмотренных законом оснований для отказа в регистрации кандидата, а именно: предоставление копии паспорта, копий документов, подтверждающих сведения об образовании, месте работы, статусе депутата, принадлежности к политической партии, заверенных не кандидатом, как это требует закон, а также предоставление справки о принадлежности к политической партии, подписанной координатором Коми регионального отделения ЛДПР, не имеющим такого полномочия.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Коми региональное отделение ЛДПР.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 19 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 9 сентября 2020 года по апелляционной жалобе Гобанова М.А., административный иск удовлетворен, Постановление о регистрации кандидата Гобанова М.А. отменено.
Поступившая в Верховный Суд Российской Федерации кассационная жалоба Коми регионального отделения ЛДПР об отмене названных судебных актов, как незаконных, с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия считает, что судами не допущено такого рода нарушений норм материального или процессуального права.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Право обжалования в суд решений и действий (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан, предусмотрено пунктом 1 статьи 75 поименованного закона.
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что оно принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного закона, иных требований, предусмотренных этим федеральным законом, иным законом.
Федеральный законодатель в качестве одного из оснований отказа в регистрации кандидата указал наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона (подпункт "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Коми региональное отделение ЛДПР выдвинуло в составе списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми VII созыва Гобанова М.А. по Эжвинскому одномандатному избирательному округу N 4 (порядковый номер 4).
Названный список заверен постановлением Избирательной комиссии Республики Коми от 22 июля 2020 года.
Согласно пункту 14.3 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляет в соответствии с пунктом 5 статьи 33 поименованного закона лично в окружную избирательную комиссию документы, указанные в пунктах 2.2, 3 и 3.1 названной статьи, после чего считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные поименованным федеральным законом, иным законом, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата.
Пункт 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67 обязывает кандидата представить в том числе заверенные лично или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий) (подпункт "б").
Аналогичные приведенным выше федеральным нормам положения содержатся в статьях 32, 34, 38 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года N 88-РЗ "О выборах и референдумах в Республике Коми" (далее - Закон N 88-РЗ).
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, проанализировав нормы федерального и регионального законодательства, регулирующие вопросы регистрации кандидата в депутаты, исследовав копии диплома о высшем образовании, справок с места работы и о статусе кандидата, заверенные не кандидатом, а секретарем избирательной комиссии, правильно констатировал о предоставлении перечисленных документов с нарушением требований подпункта "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, дал верную правовую оценку доводам административного ответчика и заинтересованных лиц, подробно и аргументированно изложив мотивы в судебном акте.
Проверяя доводы апелляционной жалобы Гобанова М.А., Второй апелляционной суд общей юрисдикции правомерно признал их несостоятельными и на законных основаниях отказал в ее удовлетворении, поскольку материалами дела подтверждено наличие предусмотренного подпунктом "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основания для отказа в регистрации кандидата Гобанова М.А. в депутаты.
В кассационной жалобе, поданной Коми Региональным отделением ЛДПР в Верховный Суд Российской Федерации, установленные судами фактические обстоятельства не оспариваются, доводы сводятся к позиции, высказанной заинтересованными лицами в судах первой и апелляционной инстанций, которой дана надлежащая правовая оценка, ссылок на существенное нарушение норм материального или процессуального права не содержится.
Поскольку при рассмотрении настоящего административного дела не допущено существенных нарушений действующего законодательства, которые повлияли или могут повлиять на его исход, принятые судебные акты являются правильными, Судебная коллегия считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду отсутствия предусмотренных законом оснований для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 327 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Республики Коми от 19 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 9 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Коми регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------