ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 11 сентября 2019 г. N 25-КА19-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.
судей Кириллова В.С. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Леонова Сергея Владимировича на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 24 июля 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 19 сентября 2018 г. по административному делу по административному исковому заявлению Леонова С.В. к УМВД России по Астраханской области об оспаривании решения комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., мнение представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области Торгушиной Н.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Леонов С.В. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что оспариваемое решение мотивировано тем, что в период службы в органах внутренних дел он не состоял на учете по улучшению жилищных условий до 1 марта 2005 года. Леонов С.В. указал, что при принятии этого решения комиссией по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее также - выплата) были неправильно истолкованы положения статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ).
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 24 июля 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 19 сентября 2018 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Определением судьи Астраханского областного суда от 27 декабря 2018 года заявителю отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе, поданной представителем Леонова С.В. по доверенности Мукориным О.В., в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос о ее передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 17 мая 2019 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18 июля 2019 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий урегулированы нормами Закона N 247-ФЗ.
Частью 1 статьи 4 указанного закона сотрудникам, имеющим стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, предоставлено право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
В соответствии с частью 6 указанной статьи право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Согласно статье 6 того же закона сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей данным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность (часть 1). Указанным в части 1 данной статьи лицам по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата (часть 2).
В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223, (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты) отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет (пункт 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Эти условия перечислены в части 2 статьи 4 Закона N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Леонов С.В. приказом УМВД России по Астраханской области от 30 ноября 2017 года N 2188 л/с уволен из органов внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, с 23 декабря 2017 г. На момент увольнения выслуга лет составляла 21 год 9 месяцев 23 дня.
Жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности (доли в праве собственности на жилые помещения) Леонов С.В. и члены его семьи не имеют, на учете по улучшению жилищных условий не состоят.
Решением жилищно-бытовой комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты УМВД России по Астраханской области (далее - комиссия) от 6 апреля 2018 года, оформленным протоколом N 108, Леонову С.В. по результатам рассмотрения его заявления от 26 марта 2018 года отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи 3 человека (он, супруга, ребенок 2015 года рождения) на том основании, что он не является сотрудником органов внутренних дел и не состоял на учете по улучшению жилищных условий до 1 марта 2005 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что данная мера социальной защиты не предоставлена законом уволенным со службы в органах внутренних дел гражданам, которые не состояли на учете ни в качестве имеющих право на единовременную социальную выплату, ни в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Право на получение указанной выплаты возникает только у действующих сотрудников органов внутренних дел, которые должны подать документы на ее получение, будучи сотрудниками органов внутренних дел. Поскольку с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты с приложенным к нему полным комплектом необходимых документов Леонов С.В. обратился 26 марта 2018 года, то есть после увольнения со службы, у комиссии УМВД России по Астраханской области отсутствовали основания для постановки административного истца на учет.
Судебная коллегия с такой позицией согласиться не может, поскольку она основана на неправильном применении норм материального права.
Как следует из материалов дела, оспариваемым решением от 6 апреля 2018 года Леонову С.В. отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты по результатам рассмотрения его заявления, поданного в комиссию 26 марта 2018 года.
Вместе с тем, в материалах дела имеется письмо УМВД России по Астраханской области от 17 января 2018 года N 8/61 о возврате Леонову С.В. документов, приложенных к обращению о предоставлении единовременной социальной выплаты, поступившему в УМВД России по Астраханской области 19 декабря 2017 года за N 4763, то есть до даты его увольнения со службы в органах внутренних дел.
Данным письмом УМВД России по Астраханской области разъяснило заявителю пункт 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в соответствии с которым принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись, а также указало на необходимость обращения в УМВД России по Астраханской области в установленном законом порядке с заявлением.
Судом оценка данному письменному доказательству не дана, а также не принято во внимание, что возвращение документов по формальным основаниям не является отказом в постановке на учет для получения выплаты.
Между тем, подача Леоновым С.В. пакета документов в целях предоставления единовременной социальной выплаты в период службы свидетельствует о том, что им был поставлен вопрос о предоставлении ему этой выплаты как действующему сотруднику органов внутренних дел в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 247-ФЗ.
Следовательно, повторно поданное 26 марта 2018 года заявление подлежало рассмотрению комиссией с учетом даты первоначального обращения Леонова С.В. - 19 декабря 2017 года, когда он, будучи сотрудником органов внутренних дел, выразил намерение реализовать свое право на получение выплаты, гарантированное ему указанной нормой.
Рассмотрение комиссией вопроса о предоставлении Леонову С.В. выплаты как лицу, уволенному со службы, то есть в соответствии со статьей 6 Закона N 247-ФЗ, повлекло необоснованный отказ в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты и лишило заявителя установленной законом социальной гарантии.
Указанная норма направлена на сохранение прав действующих сотрудников органов внутренних дел и граждан, уволенных со службы, на получение жилых помещений по договорам социального найма (часть 1), которое может быть заменено по их желанию единовременной социальной выплатой для приобретения или строительства жилого помещения (часть 2), при условии, что указанные лица были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года.
Леонов С.В. при подаче документов на получение выплаты не ссылался на то, что был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, в связи с чем данная норма не подлежит применению к спорным правоотношениям.
Между тем судебные инстанции положения приведенных норм материального права к спорным отношениям не применили, не дали правовой оценки доводам административного истца об обращении с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты в период прохождения службы, вследствие чего, а также в нарушение статей 176, 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не приняли мер для полного и правильного установления фактических обстоятельств дела, их всестороннего исследования судом.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установив, что допущенные судебными инстанциями нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 24 июля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 19 сентября 2018 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в Кировский районный суд г. Астрахани в ином составе судей.
------------------------------------------------------------------