ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 8 сентября 2024 г. N 83-ИКАД24-2-А1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Николаевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Филина Леонида Васильевича на решение Брянского областного суда от 28 июля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 августа 2024 года по административному делу N 3а-337/2024 по административному исковому заявлению Филина Л.В. к территориальной избирательной комиссии Карачевского района Брянской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по Карачевскому одномандатному избирательному округу N 20 (далее также - ТИК Карачевского района) о признании незаконным и об отмене решения от 13 июля 2024 года N 209 "Об отказе в регистрации Филина Л.В., выдвинутого избирательным объединением "Брянское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", кандидатом в депутаты на выборах депутатов Брянской областной Думы восьмого созыва по Карачевскому одномандатному избирательному округу N 20", о возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения Филина Л.В. и его представителя Маслова С.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
4 июня 2024 года постановлением Брянской областной Думы на 8 сентября 2024 года назначены выборы депутатов Брянской областной Думы восьмого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Брянской области от 5 июня 2024 года N 69/557-7 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Брянской областной Думы восьмого созыва на территориальные избирательные комиссии" полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Брянской областной Думы восьмого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию Карачевского района Брянской области.
Решением ТИК Карачевского района от 13 июля 2024 года Филину Леониду Васильевичу, выдвинутому избирательным объединением "Брянское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" кандидатом в депутаты на выборах депутатов Брянской областной Думы восьмого созыва по Карачевскому одномандатному избирательному округу N 20", отказано в регистрации.
Филин Л.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным и об отмене указанного выше решения избирательной комиссии, о возложении обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты, ссылаясь на отсутствие оснований для отказа в его регистрации.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что открыть специальный избирательный счет в установленные законом сроки не представлялось возможным из-за допущенной в решении избирательной комиссии ошибки в наименовании отделения банка (вместо ВСП N <...> отделения N <...> ПАО Сбербанк указано ВСП <...>).
Решением Брянского областного суда от 28 июля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 августа 2024 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Российской Федерации, Филин Л.В. просит названные выше судебные акты отменить, административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами такие нарушения допущены не были.
Согласно пункту 1 статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.
В силу пункта 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, представляют первый финансовый отчет.
Пунктом 6 статьи 76 названного Федерального закона установлено, что решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного федерального закона.
Исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата приведен в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, который в числе прочего предусматривает отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); несоздание кандидатом избирательного фонда (подпункт "ж").
Согласно пункту 1 статьи 39 Закона Брянской области от 23 января 2008 года N 4-З "О выборах депутатов Брянской областной Думы" кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, обязан открыть специальный избирательный счет для формирования своего избирательного фонда в период после письменного уведомления окружной избирательной комиссии о выдвижении (самовыдвижении), но до представления документов для регистрации.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 24 названного Закона для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат не позднее чем через 30 дней со дня публикации решения о назначении выборов депутатов областной Думы (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию документы первого финансового отчета кандидата.
Документами первого финансового отчета кандидата согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 39 Закона Брянской области "О выборах депутатов Брянской областной Думы" являются: первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата; учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата; справка об остатке средств фонда на дату отчета, выданная филиалом публичного акционерного общества "Сбербанк России" (а при его отсутствии - кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет); копия заявления на открытие специального избирательного счета, заверенная филиалом публичного акционерного общества "Сбербанк России" (а при его отсутствии - копия договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет, заверенная кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 106 постановления от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подчеркнул, что предварительным условием, необходимым для регистрации, в частности, кандидата является создание им собственного избирательного фонда для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении (самовыдвижении) кандидата до представления документов для его регистрации этой избирательной комиссией. Несоблюдение названного требования влечет отказ в регистрации, отмену решения о регистрации кандидата.
Из материалов дела следует, что решение о назначении выборов депутатов областной Думы опубликовано 7 июня 2024 года, следовательно, Филин Л.В. не позднее 7 июля 2024 года обязан был представить в избирательную комиссию для регистрации документы первого финансового отчета кандидата.
29 июня 2024 года Филину Л.В. выдано решение избирательной комиссии N 160 "Об открытии специального избирательного счета кандидату в депутаты Брянской областной Думы восьмого созыва по Карачевскому одномандатному избирательному округу N 20".
4 июля 2024 года Филин Л.В. представил в ТИК Карачевского района документы для регистрации, а также собственноручно написанное уведомление о том, что он не открывал избирательный специальный счет кандидата.
На основании решения ТИК Карачевского района от 9 июля 2024 года административный истец уведомлен о выявленных недостатках в представленных документах, а именно об отсутствии документов первого финансового отчета кандидата.
Поскольку документы первого финансового отчета кандидата представлены не были, решением ТИК Карачевского района Филину Л.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты, что послужило поводом для его обращения в суд с административным исковым заявлением.
Разрешая административное дело, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, установив, что в определенный законом срок кандидат Филин Л.В. не открыл специальный избирательный счет для формирования своего избирательного фонда и, как следствие этого, не представил в территориальную избирательную комиссию документы первого финансового отчета кандидата, что в силу подпунктов "в" и "ж" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ является безусловным основанием для отказа в регистрации, правильно признал решение ТИК Карачевского района законным, отказав в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
При этом судами отмечено, что в уведомлении от 4 июля 2024 года информация о том, что Филин Л.В. не смог открыть счет из-за допущенной избирательной комиссией описки, отсутствует. Доказательства того, что административный истец до 9 июля 2024 года обращался в отделение ПАО "Сбербанк" и ему было отказано в открытии специального избирательного счета по причине допущенной описки в решении ТИК Карачевского района от 29 июня 2024 года, материалы дела не содержат.
Вопреки утверждению в кассационной жалобе, судом был проверен и не нашел своего подтверждения довод административного истца об устном обращении в ТИК Карачевского района по вопросу допущенной ею ошибки в решении об открытии специального избирательного счета.
Кассационная жалоба не содержит ссылок на предусмотренные частью 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Брянского областного суда от 28 июля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 августа 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Филина Л.В. - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------