ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 2 декабря 2020 г. N 48-КАД20-9-К7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Калининой Л.А., Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Лаврова К.С. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 24 марта 2020 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17 июня 2020 г. по административному делу N 2а-632/2019 по административному исковому заявлению Лаврова К.С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области об оспаривании решений.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения административного истца, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области Малофеевой А.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Лавров К.С. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...>. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (далее также - ЕГРН), указанные земельные участки относятся к землям населенных пунктов, имеют вид разрешенного использования "для дачного использования".
Правилами землепользования и застройки Кузнецкого сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, утвержденными решением собрания депутатов Аргаяшского муниципального района от 27 июня 2019 г. N 58 (далее - Правила землепользования и застройки), названные земельные участки отнесены к территориальной зоне Ж-1 "Жилая зона", основным видом разрешенного использования в которой является "индивидуальное жилищное строительство". Генеральным планом Кузнецкого сельского поселения, утвержденным решением Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 27 июня 2019 г. N 49 (далее также - Генеральный план), данные земельные участки отнесены к землям населенных пунктов.
По результатам рассмотрения уведомлений об окончании строительства индивидуальных жилых домов на указанных земельных участках администрацией Аргаяшского муниципального района Челябинской области (далее - администрация) Лаврову К.С. направлены уведомления от 3 сентября 2019 г. N 95 и N 96 о соответствии построенных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
На основании части 1.2 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) администрация направила в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на указанные объекты индивидуального жилищного строительства, приложив необходимые документы, в том числе уведомления об окончании строительства и представленные застройщиком технические планы.
Решениями Управления Росреестра по Челябинской области от 18 октября 2019 г. N 30-4991407 и N 30-4992478 отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Лаврова К.С. на индивидуальный жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <...>, и индивидуальный жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <...>, поскольку Генеральный план Кузнецкого сельского поселения не соответствует градостроительному и земельному законодательству, а строительство жилых домов на указанных земельных участках осуществлено с нарушением действующего законодательства.
Не согласившись с данными решениями, Лавров К.С. обратился в суд.
Решением Еткульского районного суда Челябинской области от 17 декабря 2019 г. административное исковое заявление Лаврова К.С. удовлетворено. На Управление Росреестра по Челябинской области возложена обязанность осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Лаврова К.С. на индивидуальные жилые дома, расположенные на указанных земельных участках.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что на земельных участках, принадлежащих Лаврову К.С., допускается строительство индивидуального жилого дома, а у регистрирующего органа отсутствуют полномочия по оценке законности действующего генерального плана, в том числе в рамках правовой экспертизы.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 24 марта 2020 г., оставленным без изменения кассационным определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17 июня 2020 г., решение Еткульского районного суда Челябинской области от 17 декабря 2019 г. отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда исходила из того, что правовых оснований для исключения земельных участков с кадастровыми номерами <...> из состава земель сельскохозяйственного назначения и включения их в земли населенных пунктов при утверждении Генерального плана поселения не имелось, и пришла к выводу, что указанные земельные участки, принадлежащие административному истцу, не предназначены для застройки.
С такими выводами согласился суд кассационной инстанции, указав, что Генеральный план Кузнецкого сельского поселения утвержден в нарушение федерального законодательства и правомерно не применен судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает выводы судов апелляционной и кассационной инстанций ошибочными исходя из следующего.
В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципальных образований.
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Из представленных в материалы дела документов усматривается, что Генеральный план Кузнецкого сельского поселения утвержден решением Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 27 июня 2019 г. N 49. Земельные участки, принадлежащие административному истцу, согласно Генеральному плану относятся к землям населенных пунктов.
В соответствии со статьей 29 Закона N 218-ФЗ государственной кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 1.2 статьи 19 Закона N 218-ФЗ установлено, что орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства при отсутствии предусмотренных ГрК РФ оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии построенных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляет в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства и прилагаемые к нему документы, в том числе уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства и представленный застройщиком технический план.
Администрацией Аргаяшского муниципального района Челябинской области в Управление Росреестра по Челябинской области направлены: уведомления об окончании строительства жилых домов и технические планы, представленные застройщиком.
Согласно пункту 216 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2017 г. N 278 (далее - Регламент), при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки органом регистрации прав устанавливаются: наличие всех необходимых документов; наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя; необходимость направления межведомственного запроса; действительность поданных заявителем документов; соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства; наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти; соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН; отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества; наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Закона N 218-ФЗ).
Пунктом 218 Регламента государственному регистратору при проведении правовой экспертизы представленных документов предоставлено право принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений (часть 9 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).
Управление Росреестра по Челябинской области приостановило регистрационные действия на основании пункта 9 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, направив в адрес Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области запрос о предоставлении информации: включены ли указанные земельные участки в состав населенного пункта п. Бидинский и возможно ли размещение на этих участках жилых домов.
При этом государственный регистратор обладал всеми необходимыми документами для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав: Генеральным планом указанные земельные участки включены в состав земель населенного пункта, Правилами землепользования и застройки земельные участки отнесены к территориальной зоне Ж-1 "Жилая зона", а возможность размещения на этих участках жилых домов подтверждена уведомлениями о соответствии указанных в уведомлениях параметров объектов индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объектов индивидуального жилищного строительства на указанных земельных участках, выданными Лаврову К.С. уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с процедурой, установленной статьей 51.1 ГрК РФ.
Отказывая в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, Управление Росреестра по Челябинской области ссылалось на полученный по запросу ответ от Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области.
Суды апелляционной и кассационной инстанций, признавая решения Управления Росреестра по Челябинской области законными, в нарушение статьи 7 Закона N 218-ФЗ указали, что земельные участки с кадастровыми номерами <...> и <...> расположены на землях сельскохозяйственного назначения и не предназначены для застройки.
В силу части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с законом сведений.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 29 ноября 2019 г. указанные земельные участки относятся к землям населенных пунктов и имеют вид разрешенного использования "для дачного использования", на котором допускается размещение индивидуального жилого дома.
Таким образом, на момент принятия оспариваемых решений Генеральный план как действующий нормативный правовой акт, не отмененный и не оспоренный в установленном порядке, являлся обязательным для применения органами государственной власти и не мог быть переоценен органом регистрации прав в рамках правовой экспертизы, документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, были представлены в полном объеме в установленном порядке.
Кроме того, как следует из пояснений представителей сторон, заслушанных в судебном заседании кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации, в 2020 году в Генеральный план Кузнецкого сельского поселения внесены изменения, согласно которым перевод земель из категории сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов согласован с Правительством Челябинской области.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты апелляционной и кассационной инстанций основаны на ошибочном толковании норм материального права.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 24 марта 2020 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17 июня 2020 га отменить, оставить в силе решение Еткульского районного суда Челябинской области от 17 декабря 2019 г.
------------------------------------------------------------------