Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 13.06.2019 N 29-АПА19-1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 июня 2019 г. N 29-АПА19-1

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Абакумовой И.Д.,

судей Борисовой Л.В. и Нефедова О.Н.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Козлова Юрия Алексеевича о признании не действующим в части решения Комитета местного самоуправления "Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области от 5 декабря 2016 г. N 217/47-6 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования Засечный сельсовет Пензенского района Пензенской области" (в редакции решения от 14 апреля 2018 г. N 399/79-6)

по апелляционной жалобе Козлова Юрия Алексеевича на решение Пензенского областного суда от 7 февраля 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области и администрации Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области по доверенности Симаковой С.В. и Пчелинцева А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Будлова И.М., полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Козлов Юрий Алексеевич обратился в Пензенский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании не действующим с момента принятия решения Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области (далее также - Комитет местного самоуправления) от 5 декабря 2016 г. N 217/47-6 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Засечный сельсовет Пензенского района Пензенской области" (далее также - Генеральный план, Решение N 217/47-6) в редакции решения от 14 апреля 2018 г. N 399/79-6 в части отображения земельного участка с кадастровым номером <...> в приложениях N 6 "Карта функциональных зон поселения", N 7 "Карта современного использования территории поселения", N 8 "Карта планируемого размещения объектов местного значения поселения. Карта функциональных зон поселения (фрагмент с. Засечное)" к Генеральному плану в функциональной зоне сельскохозяйственного использования.

В обоснование заявленных требований Козлов Ю.А. указал, что является участником общей долевой собственности на указанный земельный участок (категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под строительство многоквартирных жилых домов (2 - 5 этажей), в том числе с встроенно-пристроенными помещениями социально-бытового обслуживания, административного и торгового назначения). Отнесение спорного участка к зоне сельскохозяйственного использования, ранее находившегося в функциональной зоне жилой застройки, противоречит нормам градостроительного законодательства и нарушает права и законные интересы административного истца по его существующему и планируемому использованию. Кроме того, полагает, что была нарушена процедура проведения публичных слушаний.

Решением Пензенского областного суда от 7 февраля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе Козлов Ю.А., ссылаясь на неверное применение судом норм материального права, просит отменить оспариваемый судебный акт и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. По мнению административного истца, судом не учтены существенное нарушение его прав и отсутствие оснований для изменения функциональной зоны в связи с необходимостью согласования застройки земельного участка с аэропортом г. Пензы.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Пензенской области и Правительством Пензенской области представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).

Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 8 и части 1 статьи 24 ГрК РФ, пункта 20 части 1, частей 3 и 4 статьи 14, части 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции на дату принятия Решения N 217/47-6), учитывая решение Собрания представителей Пензенского района Пензенской области от 9 июня 2016 г. N 308-25/3 и решение Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета от 17 июня 2016 г. N 182/39-6 о передаче главе администрации поселения полномочий по принятию решения о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план и передаче Комитету местного самоуправления поселения полномочий по принятию решения о проведении публичных слушаний по проекту генеральных планов, по внесению в них изменений, а также по утверждению генеральных планов поселения, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о принятии Генерального плана уполномоченным органом в пределах компетенции.

Также судом установлено и не оспаривается административным истцом, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в установленной форме с соблюдением правил официального опубликования.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (части 1 и 3 статьи 4 ГрК РФ).

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Устойчивое развитие территорий статьей 1 ГрК РФ определено как обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, согласно части 3 которой подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 данного Кодекса (часть 11 статьи 24 ГрК РФ). Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ).

Судом установлено, что при принятии Генерального плана были соблюдены требования градостроительного законодательства к процедуре подготовки и утверждения генерального плана, в том числе порядку проведения публичных слушаний. В апелляционной жалобе данные выводы суда не оспариваются.

Как усматривается из Положения о территориальном планировании Генерального плана, изменение функционального зонирования территорий населенных пунктов поселения не предусмотрено.

В данном случае функциональная зона сельскохозяйственного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером <...> установлена решением Комитета местного самоуправления от 27 января 2014 г. "О внесении изменений в Генеральный план территории поселения Засечного сельсовета Пензенского района" и в последующем не изменялась.

Доводы апелляционной жалобы о противоречии оспариваемого нормативного правового акта существующему землепользованию и нарушении прав административного истца были предметом оценки суда первой инстанции, который правомерно учел, что в сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования. Политика городского планирования, обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав.

При этом Судебная коллегия учитывает, что в силу части 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Решение суда основано на анализе исследованных доказательств, мотивированно, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьями 308, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Пензенского областного суда от 7 февраля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Козлова Юрия Алексеевича без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления