ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 31 августа 2017 г. N 64-АПГ17-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Ногликская газовая электрическая станция" об оспаривании решения Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 27 декабря 2016 г. N 137-э "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для потребителей ОАО "Ногликская газовая электрическая станция" по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Ногликская газовая электрическая станция" на решение Сахалинского областного суда от 7 апреля 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей Региональной энергетической комиссии Сахалинской области Водневой А.В. и Пановой Н.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
открытое акционерное общество "Ногликская газовая электрическая станция" (далее - ОАО "НГЭС") обратилось в Сахалинский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании не действующим приказа Региональной энергетической комиссии Сахалинской области (далее - регулирующий орган, РЭК Сахалинской области) от 27 декабря 2016 г. N 137-э "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для потребителей ОАО "Ногликская газовая электрическая станция" (далее - Приказ N 137-э) с момента вступления решения суда в законную силу в части установленных приложениями N 1 - 5 цен (тарифов) на второе полугодие 2017 г.
В обоснование заявленных требований ОАО "НГЭС" указало, что регулирующий орган необоснованно снизил необходимую валовую выручку (далее также - НВВ) общества на 2017 г. по статьям затрат "оплата труда" и "страховые взносы", применяемую при установлении средневзвешенной стоимости электроэнергии (мощности) и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.
Решением Сахалинского областного суда от 7 апреля 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
ОАО "НГЭС" в апелляционной жалобе, ссылаясь на то, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Регулирующим органом и прокуратурой Сахалинской области представлены возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Государственное регулирование цен на электрическую энергию (мощность) и услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и утвержденными во исполнение данного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила).
ОАО "НГЭС" является гарантирующим поставщиком в административных границах муниципального образования "Городской округ Ногликский" за исключением границ зон деятельности гарантирующего поставщика МУП "Водоканал" и осуществляет деятельность по сбыту электрической энергии собственной выработки.
РЭК Сахалинской области на основании заявления ОАО "НГЭС" от 25 апреля 2016 г. установила тарифы на электрическую энергию для потребителей общества на 2017 г., размер сбытовой надбавки с применением метода экономически обоснованных расходов. Регулирующий орган уменьшил размер заявленной обществом необходимой валовой выручки в части расходов по оплате труда, направленных на премирование персонала, в связи с невыполнением показателей премирования в предыдущем периоде регулирования, а также расходов на страховые взносы, производных от затрат на оплату труда.
Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что Приказ N 137-э принят уполномоченным органом при наличии необходимого кворума правления (пункты 1.1, 3.1, 5.5 и 5.8 Положения о региональной энергетической комиссии Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 17 мая 2013 г. N 244), доведен до всеобщего сведения путем размещения 30 декабря 2016 г. на сайте РЭК Сахалинской области (rec.admsakhalin.ru) и опубликования 17 марта 2017 г. в "Губернских ведомостях" N 45 (5173).
Одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод экономически обоснованных расходов (затрат) (пункт 12 Основ ценообразования), при использовании которого регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования (пункт 15 Основ ценообразования).
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, помимо прочего, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15 - 34 Основ ценообразования). Необходимая валовая выручка, учитываемая при установлении тарифов, определяется регулирующим органом по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20 и 22 Правил).
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя расходы на оплату труда и страховые взносы (подпункт 6 пункта 18 Основ ценообразования).
При определении расходов на оплату труда регулирующие органы рассчитывают размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен (пункт 26 Основ ценообразования).
В данном случае суд установил, что регулирующий орган определил размер расходов на оплату труда исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда (далее также - ММТС) в размере 7657 руб. и фактической штатной численности за последний период регулирования, определенной по данным формы П-4, с применением индекса потребительских цен, установленного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на плановый период 2017 - 2018 гг. (далее - ИПЦ).
Размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, примененной регулирующим органом при расчете затрат по данной статье расходов, позволяет обществу осуществлять выплаты заработной платы на уровне ММТС, установленной Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации на 2013 - 2015 гг., утвержденным 18 марта 2013 г. Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики и Общественным объединением "Всероссийский Электропрофсоюз" и продленным на 2016 - 2018 гг., с учетом ИПЦ на 2017 г.
Пунктом 5.6 коллективного договора, заключенного между генеральным директором общества и работниками от 5 декабря 2011 г., с последующими изменениями предусмотрено, что премирование работников производится на основании положения о текущем премировании (далее - Положение) при этом расчетная величина премии устанавливается в размере до 50 процентов. Конкретный размер премии распределяется между отдельными категориями персонала согласно Положению в зависимости от результатов производственно-хозяйственной деятельности и по согласованию с профсоюзным комитетом.
Как следует из пунктов 2, 6 Положения, премия начисляется в зависимости от производственной программы, выполнение которой оценивается на основе достижения основных и дополнительных показателей, перечисленных в Положении.
Соглашаясь с правомерным уменьшением тарифным органом расходов на премирование, суд сделал вывод, что размер выплаченных обществом в 2015 г. премий не соответствовал достигнутому уровню таких показателей премирования, как "непревышение фактических удельных расходов условного топлива на отпуск электрической энергии над нормативными", "непревышение плановых расходов по социальным льготам и выплатам на оплату труда" и "обеспечение непревышения, непревышение предельно допустимых норм выбросов в атмосферу, загрязнения сточных вод оборудованием и техникой предприятия". Кроме того, расчеты процента текущего премирования, представленные РЭК Сахалинской области в суд, также подтверждают, что премирование работников общества в 2015 г. за исключением генерального директора и главного бухгалтера осуществлялось в размере от 25 до 50 процентов в зависимости от выполнения указанных выше показателей. Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы расчет РЭК Сахалинской области не противоречит пунктам 7 и 26 Основ ценообразования.
Поскольку расчет затрат на страховые взносы производен от размера затрат по статье расходов "оплата труда", уменьшение регулирующим органом заявленных ОАО "НГЭС" сумм расходов на оплату страховых взносов, пропорциональное сокращению затрат на оплату труда также является правомерным.
Иные доводы апелляционной жалобы, в том числе о нарушении регулирующим органом положений Правил, не опровергают выводы суда первой инстанции.
Перечисление в протоколе правления РЭК Сахалинской области от 8 декабря 2016 г. N 96 не всех показателей, недостижение которых обществом послужило основанием для уменьшения размера расходов на оплату труда, не свидетельствует о нарушении регулирующим органом Правил, пункты 26 и 28 которых не содержат подобного требования.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Сахалинского областного суда от 7 апреля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ногликская газовая электрическая станция" без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------