Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 31.08.2016 N 93-АПГ16-4

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 августа 2016 г. N 93-АПГ16-4

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.

при секретаре Костереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Качерова А.Н. на решение Магаданского областного суда от 31 мая 2016 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании пункта 2 решения Избирательной комиссии Магаданской области от 10 марта 2016 года N 147-2-5 "О регистрации инициативной группы референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования "Теньковский городской округ" и обязании Избирательной комиссии Магаданской области устранить допущенное нарушение.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

25 марта 2015 года Магаданской областной Думой принят и 8 апреля 2015 года губернатором Магаданской области подписан Закон Магаданской области N 1887-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований "поселок Усть-Омчуг", "поселок Омчак", "поселок им. Гастелло", "поселок Мадаун" путем их объединения с наделением статусом городского округа". Данный Закон вступил в силу 1 мая 2015 года (пункт 1 статьи 5 этого Закона).

Согласно пунктам 1 - 4 статьи 1 указанного Закона Магаданской области муниципальные образования городское поселение "поселок Усть-Омчуг" и сельские поселения "поселок Омчак", "поселок им. Гастелло", "поселок Мадаун" в границах Тенькинского района преобразованы путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование, которое наделено статусом городского округа и считается созданным со дня вступления в силу настоящего Закона. Вновь образованному муниципальному образованию установлено официальное наименование "Тенькинский городской округ".

10 марта 2016 года Избирательной комиссией Магаданской области принято решение N 147-2-5 "О регистрации инициативной группы референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования "Тенькинский городской округ".

Пунктом 2 данного постановления приостановлено рассмотрение ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума муниципального образования "Тенькинский городской округ" по вопросу: "Вы за то, чтобы первый глава Тенькинского городского округа избирался на муниципальных выборах сроком на пять лет и исполнял полномочия председателя Собрания представителей Тенькинского городского округа? Да, нет" в связи с отсутствием заключения уполномоченного органа о соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" до получения ответов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и прокуратуры Магаданской области.

Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума в муниципальном образовании "Тенькинский городской округ" Качеров А.Н. обратился в суд с административным иском о признании пункта 2 вышеуказанного решения избирательной комиссии незаконным и обязании устранить допущенное нарушение, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что избирательная комиссия обязана была рассмотреть ходатайство с разрешением его по существу, приостановление рассмотрения ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума не регламентировано действующим законодательством, и уклонение от принятия решения о регистрации инициативной группы нарушает конституционное право истца на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Решением Магаданского областного суда от 31 мая 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Качеров А.Н. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.

В силу статей 12, 130 (части 1, 2) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Порядок реализации инициативы проведения местного референдума установлен статьей 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которой избирательная комиссия соответствующего уровня, действующая со дня обращения инициативной группы по проведению референдума в качестве комиссии референдума, направляет ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума и приложенные к нему документы в представительный орган муниципального образования, уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 этого Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены уставом муниципального образования, при этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов. Если представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 этого Федерального закона, комиссия референдума отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.

В соответствии с Законом Магаданской области "О преобразовании муниципальных образований "поселок Усть-Омчуг", "поселок Омчак", "поселок им. Гастелло", "поселок Мадаун" путем их объединения с наделением статуса городского округа" с 1 мая 2015 года образовано новое муниципальное образование "Тенькинский городской округ".

Согласно статье 4 названного Закона Магаданской области при отсутствии инициативы граждан, предусмотренной статьей 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", структура органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования "Тенькинский городской округ" определяется Собранием представителей Тенькинского городского округа первого созыва (пункт 2).

В случае отсутствия инициативы граждан, предусмотренной статьей 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" первый глава Тенькинского городского округа избирается Собранием представителей Тенькинского городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет администрацию Тенькинского городского округа (подпункт 2 пункта 3).

Выборы депутатов Собрания представителей Тенькинского городского округа проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по многомандатным избирательным округам, образованным на территории вновь образованного муниципального образования в порядке, установленном статьей 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; а в соответствии с пунктом 5 статьи 24 данного Федерального закона полномочия избирательных комиссий муниципальных образований "Тенькинский район", "поселок Усть-Омчуг", "поселок Омчак", "поселок им. Гастелло", "поселок Мадаун" прекращаются досрочно (пункты 4 и 5).

Статьей 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрен местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования, порядка избрания главы муниципального образования в случае образования нового муниципального образования в результате преобразования существующего муниципального образования (часть 5).

Проведение местного референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования, которую жители муниципального образования вправе выдвинуть в течение одного месяца после вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования (абзацы 2 и 3 части 5 статьи 34 указанного Федерального закона).

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Магаданского областного суда от 13 августа 2015 года по заявлению Качерова А.Н. - уполномоченного представителя инициативной группы по проведению местного референдума муниципального образования "Тенькинский городской округ" - признано незаконным постановление Избирательной комиссии Магаданской области от 15 июня 2015 года N 95/357 об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума. На Избирательную комиссию Магаданской области возложена обязанность по направлению ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального образования "Тенькинский городской округ" в представительный орган муниципального образования - Тенькинское районное Собрание представителей для проверки соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 2015 года решение суда в части возложения обязанности на избирательную комиссию по направлению ходатайства инициативной группы для ее регистрации в представительный орган муниципального образования для проверки соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" отменено, в остальной части решение оставлено без изменения.

В последующем, избирательная комиссия ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума муниципального образования "Тенькинский городской округ" и документы, приложенные к нему, 1 февраля 2016 года направила повторно в Магаданскую областную Думу для проведения проверки на соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Магаданская областная Дума 18 февраля 2016 года документы, представленные Избирательной комиссией Магаданской области, возвратила по тому основанию, что данный вопрос не входит в компетенцию Магаданской областной Думы.

Решением Избирательной комиссии Магаданской области от 10 марта 2016 года N 147-2-5 приостановлено рассмотрение ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума муниципального образования "Тенькинский городской округ" по вопросу: "Вы за то, чтобы первый глава Тенькинского городского округа избирался на муниципальных выборах сроком на пять лет и исполнял полномочия председателя Собрания представителей Тенькинского городского округа? Да, нет" до получения ответов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и прокуратуры Магаданской области.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд сделал правильный вывод о том, что на момент принятия избирательной комиссией оспариваемого решения порядок инициирования, назначения и обеспечения проведения местного референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Законом Магаданской области от 22 декабря 2006 года N 787-ОЗ "О местном референдуме" не урегулирован, и Избирательная комиссия Магаданской области в отсутствие заключения Магаданской областной Думы не вправе была принимать решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума либо отказе в ее регистрации. Указанный вывод суда в полной мере согласуется с требованиями статьи 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Кроме того, суд обоснованно указал, что процедура рассмотрения ходатайства инициативной группы по проведению референдума административным ответчиком возобновлена в связи с принятием Закона Магаданской области от 30 мая 2016 года N 2028-ОЗ "О внесении изменений в Закон Магаданской области "О местном референдуме", определяющего порядок проверки соответствия требованиям законодательства вопроса об определении структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования, выносимого на местный референдум, и принял во внимание, что постановлением Избирательной комиссии Магаданской области от 31 мая 2016 года N 155/621-5, которым, с учетом вступивших в силу норм областного Закона о местном референдуме, ходатайство инициативной группы по проведению референдума и приложенные к нему документы направлены в Собрание представителей Тенькинского городского округа для проверки соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с вышеуказанным выводом суда.

Также Судебная коллегия соглашается и с выводом суда об отсутствии нарушения прав и законных интересов Качерова А.Н. на участие в референдуме граждан Российской Федерации оспариваемым решением избирательной комиссии, поскольку это решение не затрагивает вопроса проведения или непроведения референдума. Вместе с тем, как следует из материалов дела, согласно протоколу собрания инициативной группы по проведению местного референдума в муниципальном образовании "Тенькинский городской округ" от 24 мая 2015 года N 1 Качеров А.Н. избран уполномоченным представителем инициативной группы, и им подан административный иск, как уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, оспариваемое решение избирательной комиссии касается бездействия избирательной комиссии по регистрации инициативной группы, следовательно, затрагивает интересы инициативной группы.

Вывод суда о нарушении административным истцом установленного частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации десятидневного срока обращения в суд, который судом исчислен с момента получения уполномоченным оспариваемого решения 17 марта 2016 года и подачи иска 22 апреля 2016 года, не обоснован, поскольку уклонение от принятия решения является длящимся нарушением избирательных прав и права на участие в референдуме, по настоящему делу подлежит применению общий трехмесячный срок подачи административного искового заявления, предусмотренный частью 1 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Однако наличие данного вывода не является основанием к отмене решения суда с учетом правильности выводов суда об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого решения избирательной комиссии.

При изложенных обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы Качерова А.Н. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Магаданского областного суда от 31 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Качерова А.Н. - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления