ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 марта 2018 г. N 71-АПГ18-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе акционерного общества "Открытые двери Балтики" на решение Калининградского областного суда от 5 декабря 2017 года, которым ему отказано в удовлетворении административного иска о признании недействующим пункта 3517 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года N 86.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения генерального директора акционерного общества "Открытые двери Балтики" Шепелева Г.Т. и представителя данного общества Балабановой А.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области Нагорной Н.В., представителя правительства Калининградской области Тараруева А.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
26 июля 2017 года министерством по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области издан приказ N 86, пунктом 1 которого определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год в редакции согласно приложению (далее - Перечень).
Первоначальный текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 3 августа 2017 года.
Согласно пункту 3517 в названный Перечень включено здание с кадастровым номером 39:15:133008:218, расположенное по адресу: г. Калининград, Московский пр-т, д. 375 (далее - здание).
Акционерное общество "Открытые двери Балтики" (далее - Общество) обратилось в суд с административным иском о признании недействующим пункта 3517 Перечня, ссылаясь на то, что является собственником указанного здания, которое не обладает признаками, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Перечень в оспариваемой части нарушает законные права и интересы Общества, которое до 1 января 2017 года не осуществляло уплату налога на имущество, в том числе с учетом среднегодовой стоимости объекта недвижимости, ограничившись уплатой налога при применении упрощенной системы налогообложения.
Решением Калининградского областного суда от 5 декабря 2017 года отказано в удовлетворении административного иска Акционерного общества "Открытые двери Балтики".
В апелляционной жалобе акционерное общество "Открытые двери Балтики" просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что здание с кадастровым номером 39:15:133008:218 отвечает признакам административно-делового или торгового центра по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем правомерно включено в Перечень.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда первой инстанции согласиться не может, так как они основаны на неверном толковании норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях данного пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Калининградской области налог на имущество организаций установлен Законом Калининградской области от 27 ноября 2003 года N 336 "О налоге на имущество организаций".
Пунктом 2 статьи 1.1 Закона Калининградской области "О налоге на имущество организаций" (в редакции Законов Калининградской области от 27 ноября 2015 года N 480, от 14 июня 2017 года N 82) особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества на территории Калининградской области предусматривают, что в отношении: нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества устанавливается только с 2017 года.
Как следует из материалов дела, здание с кадастровым номером 39:15:133008:218 расположено на земельном участке с видом разрешенного использования: под существующие здания и сооружения мотеля Балтика. Названный вид разрешенного использования не предусматривает размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, следовательно, объект недвижимости не подлежал включению в Перечень по названному признаку.
Также здание не подлежало включению в Перечень на основании документов технического учета, согласно которым объект недвижимости не предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Постановлением правительства Калининградской области от 1 июля 2016 года N 330 установлен порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения (далее - Порядок). Уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определено министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области.
Пунктом 10 Порядка установлено, что уполномоченный орган осуществляет формирование перечня объектов нежилого фонда, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации. В случае недостаточности сведений, указанных в пункте 10 Порядка, уполномоченный орган запрашивает у правообладателя объекта нежилого фонда документы, предусмотренные пунктом 11 Порядка.
В случае непредставления правообладателем объекта нежилого фонда документов, указанных в пункте 11 Порядка, а также в случае неполноты либо недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, уполномоченный орган проводит обследование объекта нежилого фонда (пункт 13 Порядка).
Судом установлено, что в отношении принадлежащего административному истцу здания мотеля с административным зданием и пристройкой общей площадью 7 568,7 кв. м, проведено обследование, согласно которому объект включен в Перечень по мотиву наличия в нем помещений общей площадью свыше 20% от общей площади здания, предназначенных и используемых для размещения объектов общественного питания.
Приходя к такому заключению, суд руководствовался актом обследования о фактическом использовании здания от 18 октября 2017 года. Приложением к акту является расчетная таблица по помещениям здания, согласно которой к помещениям, предназначенным и используемых для размещения объектов общественного питания, министерством отнесены: помещения ресторана в цокольном этаже здания, общей площадью 791,6 кв. м, переданные по договору аренды ООО "Блюз" и фактически используемые в качестве ресторана, помещения ресторана на первом этаже здания, общей площадью 624 кв. м (включая помещение 12 площадью 77,4 кв. м), также переданные по договору аренды ООО "Блюз" и фактически используемые в качестве ресторана, помещение 12 площадью 77,4 кв. м, отражено в техническом паспорте как казино (учтено дважды), помещения 29, 41, 42, 43, 44, общей площадью 70,7 кв. м, поименованные в экспликации внутренних помещений здания как коридор, холодильная камера, склад, кабинет и склад, помещение 5, площадью 310,7 кв. м, согласно техническому паспорту - вестибюль.
Суд исходил из того, что при решении вопроса о включении здания в Перечень министерством правомерно учтены помещения ресторана на цокольном этаже здания, общей площадью 791,6 кв. м и на первом этаже здания, общей площадью 624 кв. м, помещения 29, 41, 42, 43, 44 общей площадью 70,7 кв. м, на первом этаже здания и часть помещения 5 на первом этаже здания, фактически используемого для размещения лобби-бара, площадью не менее 245 кв. м, а всего - площадью не менее 1731,3 кв. м, что составляет 22,9% от общей площади здания, в отношении которого зарегистрировано право собственности.
Вместе с тем акт обследования здания, составленный 18 октября 2017 года, необоснованно признан судом надлежащим доказательством фактического использования помещений свыше 20% от общей площади здания для размещения объектов общественного питания, послужившего основанием для включения в Перечень на 2017 год.
В силу пункта 19 Порядка в ходе проведения обследования проводится фото- и (или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование объекта.
Однако приложенные к акту фотографии не отражают использование вестибюля в качестве лобби-бара, в ходе фотосъемки не зафиксировано наличие посуды, осуществление у барной стойки торговли напитками и т.д.
Таким образом, достоверные доказательства, свидетельствующие о том, что более 20% от общей площади здания используется и (или) предназначено для размещения объектов общественного питания, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.
Пунктом 14 Порядка определено, что обследование проводится в соответствии с планом обследования объектов нежилого фонда, который утверждается руководителем уполномоченного органа ежегодно в срок до 1 августа.
По смыслу указанных норм такое обследование объектов проводится до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества, в данном случае до 1 января 2017 года.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что в отношении объекта недвижимости административного истца в 2016 году проводились мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования и включения в Перечень на 2017 год. Следовательно, здание не могло быть включено в Перечень по указанному основанию.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении административного иска у суда первой инстанции не имелось. Обжалуемое решение суда является незаконным и подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Калининградского областного суда от 5 декабря 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск акционерного общества "Открытые двери Балтики" удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2017 года пункт 3517 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года N 86.
------------------------------------------------------------------