ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 марта 2018 г. N 7-АПГ18-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гудкова Николая Геннадьевича и Никольского Владимира Николаевича о признании недействующим пункта 47 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Ивановской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом Департамента экономического развития и торговли Ивановской области от 19 декабря 2016 г. N 78-п, по апелляционной жалобе административных истцов на решение Ивановского областного суда от 6 декабря 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Гудкова Н.Г. - Кузнецовой Е.Ю., поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
в соответствии со статьей 1.1 Закона Ивановской области от 24 ноября 2003 г. N 109-ОЗ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон о налоге на имущество организаций) приказом Департамента экономического развития и торговли Ивановской области (далее - Департамент) от 19 декабря 2016 г. N 78-п, опубликованным на официальном сайте Департамента http://derit.ivanovoobl.ru 19 декабря 2016 г., утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Ивановской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год (далее - Перечень).
Согласно пункту 47 Перечня нежилое здание общей площадью 13 948,8 кв. м с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: <...>, является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Гудков Н.Г. и Никольский В.Н., являясь собственниками указанного здания (по 1/10 и 9/10 доли в праве соответственно), обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующей приведенной нормы, обосновывая требования тем, что спорное здание не соответствует положениям статьи 1.1 Закона о налоге на имущество организаций и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, оспариваемое правовое предписание противоречит имеющему большую силу законодательству и нарушает права административных истцов, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Ивановского областного суда от 6 декабря 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Гудков Н.Г. и Никольский В.Н. просят судебный акт отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором и административным ответчиком поданы возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, административные истцы в судебное заседание не явились, административным ответчиком представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.
На основании статьи 213 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями законодательства.
Конституция Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "и" части 1 статьи 72).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1 Закона о налоге на имущество организаций, статьи 62 Закона Ивановской области от 18 февраля 2009 г. N 20-ОЗ "Устав Ивановской области", Указа Губернатора Ивановской области от 2 декабря 2014 г. N 236-уг "Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Ивановской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", Положения о Департаменте экономического развития и торговли Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 4 апреля 2013 N 118-п, сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Правомерно суд первой инстанции констатировал, что основанием для включения принадлежащего административным истцам объекта в Перечень послужили сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, согласно которым нежилое здание имеет наименование "магазин оптовой, мелкооптовой, розничной торговли" и расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предполагает размещение торговых объектов.
Установив, что здание и вид разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, предназначены для использования в целях размещения торговых объектов, суд первой инстанции законно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Ивановской области от 18 ноября 2014 г. N 90-ОЗ с 1 января 2015 г. на территории Ивановской области введен налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества и решением Ивановской городской Думы от 26 ноября 2014 г. N 797 установлен на территории городского округа Иваново.
Статьей 1.1 Закона о налоге на имущество организаций установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 5000 кв. метров и помещения в них (подпункт 1 статьи 1.1).
Устанавливая особенности и конкретизируя объекты, в отношении которых налоговая база определяется из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, федеральный и региональный законодатели не исключают исчисление и уплату налогов исходя из фактического использования здания (строения, сооружения) и помещений в нем (пункт 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 1.1 Закона о налоге на имущество организаций).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает в том числе, размещение торговых объектов (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения, в том числе, торговых объектов. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов (подпункт 2).
Как следует из материалов дела, спорное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером <...> площадью 9261 + - 34 кв. м, в отношении которого вид разрешенного использования установлен "магазин оптовой торговли, мелкооптовой, розничной торговли".
Согласно кадастровому и техническому паспортам, сведения в которых совпадают, спорное здание общей площадью 13 948,8 кв. м имеет наименование "магазин оптовой торговли, мелкооптовой, розничной торговли", площадь торговых помещений составляет более 2 789,76 кв. м (20 процентов от 13 948,8 кв. м).
При таких обстоятельствах, установив, что общая площадь здания составляет свыше 5 000 кв. м, и более 20 процентов помещений в нем предназначено под размещение административно-деловых и торговых объектов, расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение торгового объекта, что соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона о налоге на имущество организаций, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления.
Суд первой инстанции правильно признал несостоятельным довод административных истцов о том, что с 1 января 2017 г. менее 20 процентов площади спорного здания используется для размещения торговых объектов, поскольку это не имеет правового значения для проверки законности нормативного правового акта, принятого в 2016 году исключительно исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором находится спорное здание и назначения помещений, находящихся в нем.
Таким образом, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статей 59, 60, 61, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, следовательно, суд первой инстанции правильно не усмотрел противоречие пункта 47 Перечня законодательству, имеющему большую юридическую силу, и решение суда является законным и основания для его отмены отсутствуют.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе и в дополнениях к ней, основаны на неправильном применении норм материального права, выводов суда не опровергают и не влекут отмену судебного акта.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Ивановского областного суда от 6 декабря 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гудкова Николая Геннадьевича и Никольского Владимира Николаевича - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------