Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 30.03.2018 N 24-АПГ18-2

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 марта 2018 г. N 24-АПГ18-2

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.

при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям на решение Верховного Суда Республики Адыгея от 5 декабря 2017 года, которым удовлетворен административный иск Хунагова Батыра Ахмедовича о признании недействующим пункта 38 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 27 декабря 2016 года N 296.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

27 декабря 2016 года Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям издан приказ N 296, пунктом 1 которого утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень), согласно Приложению.

Приказ вступает в силу со дня официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2017 года (пункт 3 приказа).

Первоначальный текст документа размещен на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru, 28 декабря 2016 года и опубликован в издании "Советская Адыгея" 12 января 2017 года N 4.

Согласно пункту 38 в названный Перечень включено здание с кадастровым номером <...> расположенное по адресу: р-н <...>.

Хунагов Б.А. обратился в суд с административным иском о признании недействующим пункта 38 Перечня, ссылаясь на то, что является собственником помещений, из которых состоит указанное выше здание, которое не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из их кадастровой стоимости; объект недвижимости фактически не используется для размещения офисов или торговли.

Решением Верховного Суда Республики Адыгея от 5 декабря 2017 года административное исковое заявление удовлетворено, пункт 38 Перечня признан не действующим с момента его принятия.

В апелляционной жалобе Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

На территории Республики Адыгея налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом Республики Адыгея от 22 ноября 2003 года N 183 "О налоге на имущество организаций".

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях данного пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 части 1 статьи 1.1 Закона Республики Адыгея "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея от 18 марта 2015 года N 45 "О некоторых вопросах Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям" уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определен Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям.

Однако такой порядок на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта установлен не был, не проводились и мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования на момент включения в Перечень Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям.

Судом установлено, что из всех оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, объект недвижимости с кадастровым номером <...> включен в Перечень на 2017 год как торговый объект.

Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для включения здания в Перечень на налоговый период 2017 года у административного ответчика не имелось.

Как следует из материалов дела, объект недвижимости с кадастровым номером <...> расположен на земельном участке с видом разрешенного использования "для размещения объектов предпринимательской деятельности и индивидуального жилого дома". Как верно указал суд, названный вид разрешенного использования не предусматривает размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, следовательно, объект недвижимости не подлежал включению в Перечень по названному признаку.

Из технического паспорта на здание составленного филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Адыгея по состоянию на 5 апреля 2011 года следует, что данный объект недвижимости имеет наименование - хозяйственный магазин, состоит из торговых залов площадью 178,3 кв. м и складов площадью 858 кв. м.

Постановлением главы муниципального образования "Большесидоровское сельское поселение" Красногвардейского района Республики Адыгея от 25 октября 2012 года N 76 нежилое помещение общей площадью 193,6 кв. м находящееся по адресу: р-н <...> переведено в жилое помещение.

Право собственности на данное жилое помещение было зарегистрировано за Хунаговым А.И., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 7 июня 2013 года сделана запись регистрации.

На основании свидетельств о праве на наследство по закону Хунагов Б.А. является наследником Хунагова А.И. и наследует квартиру общей площадью 193,6 кв. м, нежилые помещения общей площадью 421,9 кв. м и 420,8 кв. м расположенные по адресу: р-н <...>.

17 и 18 июля 2017 года зарегистрировано право собственности на вышеназванные помещения за Хунаговым Б.А., сведения об основных характеристиках объектов недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

При таких обстоятельствах, не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что объект недвижимости согласно кадастровому паспорту или документу технического учета (инвентаризации) такого объекта недвижимости предусматривает размещение торговых помещений, помещений общественного питания и (или) бытового обслуживания.

В рамках рассмотрения настоящего дела определением суда от 8 ноября 2017 года на административного ответчика возложена обязанность провести мероприятия по обследованию фактического использования названного объекта недвижимости.

Согласно акту обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения от 15 ноября 2017 года, нежилое здание с кадастровым номером <...>, общей площадью 1036,3 кв. м, разделено на три помещения, а именно: 1) жилое помещение с кадастровым номером <...>, площадью 193,6 кв. м, 2) помещение с кадастровым номером <...>, площадью 420,8 кв. м - находится в полуразрушенном состоянии и не используется, 3) помещение с кадастровым номером <...>, площадью 421,9 кв. м - определить вид фактического использования невозможно.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд правомерно посчитал, что административный ответчик данными, достоверно свидетельствующими о фактическом использовании здания для целей связанных с торговлей, не располагал.

С учетом установленных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый пункт 38 Перечня не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворил административный иск.

Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, по существу сводятся к иной оценке доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с процессуальным законом, а потому не могут служить поводом к отмене решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Адыгея от 5 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления