ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 сентября 2016 г. N 65-АПГ16-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Борисовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области, Правительства Еврейской автономной области, Синягина А.С., Егорова А.А. на решение суда Еврейской автономной области от 7 июня 2016 года, которым удовлетворен административный иск прокурора Еврейской автономной области о признании недействующим распоряжения Правительства Еврейской автономной области от 6 июня 2014 года N 205-рп "О переводе земельных участков из одной категории в другую".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
распоряжением правительства Еврейской автономной области от 6 июня 2014 года N 205-рп земельный участок площадью <...> квадратных метра с кадастровым номером <...> и земельный участок площадью <...> квадратных метра с кадастровым номером <...>, переведены из категории земель "Земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Прокурор Еврейской автономной области обратился в суд Еврейской автономной области с административным исковым заявлением о признании указанного выше распоряжения противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
Заявление мотивировано тем, что перевод земельных участков в иную категорию осуществлен с нарушением норм земельного и градостроительного законодательства при отсутствии документов территориального планирования, а также без согласования проекта рекультивации земель компетентными государственными органами.
Решением суда Еврейской автономной области от 7 июня 2016 года административное исковое заявление прокурора Еврейской автономной области удовлетворено, распоряжение Правительства Еврейской автономной области от 6 июня 2014 года N 205-рп "О переводе земельных участков из одной категории в другую" признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия.
В апелляционных жалобах Правительство Еврейской автономной области, Комитет по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области, Егоров А.А., Синягин А.С. просят решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска прокурора.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изучив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Разрешая вопрос о законности оспариваемого распоряжения Правительства Еврейской автономной области от 6 июня 2014 года N 205-рп "О переводе земельных участков из одной категории в другую" суд правомерно пришел к выводу о его противоречии федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Из материалов дела усматривается, что спорные земельные участки являются сельскохозяйственными угодьями, Управлением сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области отказано Егорову А.А. в переводе спорных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в испрашиваемую им категорию в связи с ежегодным увеличением посевных площадей, необходимостью обеспечения населения области продовольствием, кормами для животных и сырьем, а также инвестированием в сельскохозяйственное производство (письмо от 14 мая 2014 года N 06/1104).
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что приложенные в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" к ходатайству Егорова А.А. о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую проекты рекультивации земель в силу статей 19, 23 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" относятся к видам землеустроительной документации.
Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Принятыми во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными приказами Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 года N 525/67 (пункт 3 приложения N 1) в перечень соответствующих материалов предусмотрено включение схемы (проекта) рекультивации нарушенных земель, согласованного с местными органами Минприроды России и Роскомземом, чего Егоровым А.А. при обращении с ходатайством о переводе земель из одной категории в другую исполнено не было.
В настоящее время данный приказ утратившим силу не признан и его положения подлежат применению в данном случае, поскольку как следует из материалов дела запрошенный перевод земель из категории "Земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" Егорову А.А. необходим исключительно для осуществления работ по добыче полезных ископаемых (песка), связан с нарушением почвенного плодородного слоя, образованием песчаного карьера и осуществлением выемки песка в крупных размерах.
Таким образом, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с предписаниями пункта 4 части 1 статьи 8, статей 77 - 79 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 2, 3, 4, 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статей 1, 9, 18, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующих спорное правоотношение.
Ввиду изложенного и с учетом того, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционных жалобах не приводится, у Судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по существу решения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение суда Еврейской автономной области от 7 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области, Правительства Еврейской автономной области, Синягина А.С., Егорова А.А. - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------