ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 августа 2018 г. N 72-АПГ18-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А., Горчаковой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Регионального отделения ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Забайкальском крае на решение Забайкальского краевого суда от 13 августа 2018 года об удовлетворении административного искового заявления Забайкальского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Забайкальского края от 7 июля 2018 года N 148/1138-2 "О регистрации краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Забайкальском крае".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснение представителя Регионального отделения ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Забайкальском крае Топоровой А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Забайкальского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России Кулакова И.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Законодательного Собрания Забайкальского края от 6 июня 2018 года N 116 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва на 9 сентября 2018 года.
7 июля 2018 года постановлением Избирательной комиссии Забайкальского края N 148/1138-2 зарегистрирован краевой список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва, выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Забайкальском крае" в количестве 47 человек.
16 июля 2018 года Забайкальское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России обратилось в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене названного постановления на основании подпунктов "а", "б", "б.1", "д" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пунктов 1, 2, 3, 5 части 6 статьи 30 Закона Забайкальского края от 6 декабря 2012 года N 753-33К "О выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края".
Решением Забайкальского краевого суда от 13 августа 2018 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Забайкальском крае просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение не подлежащим отмене.
Выводы суда первой инстанции о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Забайкальского края от 7 июля 2018 года N 148/1138-2 "О регистрации краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Забайкальском крае", подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Основаниями отказа в регистрации списка кандидатов, отказа в проведении референдума является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с названным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) (подпункт "б" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Законом может быть предусмотрено, что избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации представляет первый финансовый отчет (пункт 9 статьи 59 Федерального закона N 67-ФЗ).
Частью 3 статьи 53 Закона Забайкальского края от 6 декабря 2012 года N 753-33К "О выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края" (далее - Закон Забайкальского края) закреплено, что избирательные объединения обязаны представить в Избирательную комиссию края первый финансовый отчет одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации кандидата, краевого списка кандидатов, в установленном данным законом края порядке. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета.
Обязанность сдачи финансового отчета избирательным объединением возлагается на уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам (часть 4 статьи 53 Закона Забайкальского края).
Подпунктом 1 пункта 4.6 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Забайкальского края от 31 мая 2018 года N 141/1033-2, уполномоченный представитель избирательного объединения по финансовым вопросам представляет в соответствующую комиссию на бумажном носителе и в машиночитаемом виде первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации кандидата, краевого списка кандидатов, в установленном порядке. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета.
В силу пункта 4.9 Инструкции финансовый отчет, учет поступления и расходования средств соответствующего избирательного фонда подписывается уполномоченным представителем избирательного фонда по финансовым вопросам.
Судом достоверно установлено, что представленный избирательным объединением первый финансовый отчет от 28 июня 2018 года оформлен с грубыми нарушениями приведенных выше положений, влекущими признание финансового отчета непредставленным.
Так, отчет подписан уполномоченным представителем избирательного объединения Погодиным А.Н., тогда как согласно решению Совета регионального отделения ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Забайкальском крае от 22 июля 2018 года и постановлению Избирательной комиссии Забайкальского края от 26 июня 2018 года N 144/1093-2 уполномоченным представителем избирательного объединения по финансовым вопросам является Бирюкова С.В., в нем отсутствуют сведения о поступлении и расходовании средств избирательного фонда.
В связи с этим суд пришел к правильному выводу о признании постановления Избирательной комиссии Забайкальского края от 7 июля 2018 года N 148/1138-2 "О регистрации краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Забайкальском крае" не соответствующим требованиям избирательного законодательства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 названного федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что иных доводов, влекущих безусловную отмену судебного решения, по делу не усматривается, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Забайкальского краевого суда от 13 августа 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального отделения ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА" в Забайкальском крае - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------