Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.08.2017 N 64-АПГ17-9

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 августа 2017 г. N 64-АПГ17-9

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.

при секретаре Костереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Кузнецова А.Т. и Истратова П.И. на решение Сахалинского областного суда от 19 мая 2017 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления Кузнецова А.Т. и Истратова П.И. о признании недействующей статьи 2 Закона Сахалинской области от 18 ноября 2014 года N 72-ЗО "О порядке формирования представительных органов муниципальных районов, а также о порядке избрания и полномочиях глав муниципальных образований в Сахалинской области" (в редакции Закона Сахалинской области от 8 июля 2015 года N 55-ЗО).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Кузнецова А.Т. - Крещенецкого Г.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным и не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

13 ноября 2014 года Сахалинской областной Думой принят Закон Сахалинской области N 72-ЗО "О порядке формирования представительных органов муниципальных районов, а также о порядке избрания и полномочиях глав муниципальных образований в Сахалинской области".

Статьей 2 указанного Закона закреплены порядок избрания и полномочия главы муниципального образования в Сахалинской области.

Законом Сахалинской области от 8 июля 2015 года N 55-ЗО в статью 2 Закона внесены изменения:

1) часть 2 изложена в следующей редакции:

"2. Глава муниципального образования в Сахалинской области, наделенного статусом городского округа, являющегося административным центром Сахалинской области, избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию.";

2) дополнена частями 2-1 и 2-2 следующего содержания:

"2-1. Глава муниципального образования в Сахалинской области, наделенного статусом городского округа, с численностью населения 35 000 и более человек (за исключением городского округа, являющегося административным центром Сахалинской области), избирается представительным органом данного муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя.

2-2. Глава муниципального образования в Сахалинской области, наделенного статусом городского округа, с численностью населения менее 35 000 человек, избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию.".

Кузнецов А.Т. и Истратов П.И. - жители муниципальных образований "Корсаковский городской округ" и "Холмский городской округ" Сахалинской области - обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующей статьи 2 Закона Сахалинской области от 18 ноября 2014 года N 72-ЗО "О порядке формирования представительных органов муниципальных районов, а также о порядке избрания и полномочиях глав муниципальных образований в Сахалинской области" (в редакции Закона Сахалинской области от 8 июля 2015 года N 55-ЗО).

Заявление мотивировано тем, что при принятии Закона Сахалинской области от 8 июля 2015 года N 55-ЗО, которым в оспариваемую норму права внесены изменения, была нарушена установленная законодательством процедура, а именно данный акт принят Сахалинской областной Думой сразу в двух чтениях на одном заседании без предварительного обсуждения в Корсаковском и Холмском городских округах. Изменение порядка избрания главы муниципального образования противоречит части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации, пункту 1 части 2 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и положениям уставов городских округов о прямых выборах глав муниципальных образований, существенно нарушает их избирательные права.

Решением Сахалинского областного суда от 19 мая 2017 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной жалобе Кузнецов А.Т. и Истратов П.И. просят решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Сахалинской области и Сахалинской областной Думой представлены возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного постановления.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.

Разрешая вопрос о законности оспариваемых региональных норм, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что представительный орган Сахалинской области, изменяя порядок избрания глав муниципальных образований путем принятия Закона Сахалинской области от 8 июля 2015 года N 55-ЗО, действовал в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством; внесение изменений в порядок избрания глав муниципальных образований и принятие изменений Сахалинской областной Думой сразу в двух чтениях на одном заседании прав заявителей в области местного самоуправления, избирательных прав, не нарушает.

В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом (абзац второй части 1 статьи 6); в частности, глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования; в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации (пункт 1 части 2 и части 3.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Из буквального толкования оспариваемых норм следует, что внесенными изменениями установлены способы порядка избрания глав муниципальных образований с закреплением критериев состава муниципальных образований, отражающих объективные особенности осуществления местного самоуправления, включая степень концентрации возложенных на них публичных функций и задач, что само по себе не противоречит требованиям федерального законодателя в области местного самоуправления и не нарушает прав заявителей быть избранными в соответствующий представительный орган местного самоуправления, в качестве избранного депутата участвовать в избрании главы городского округа либо опосредованно реализовать свои права через депутатов, избранных на муниципальных выборах.

Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Сахалинского областного суда от 19 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецова А.Т. и Истратова П.И. - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления