ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 августа 2017 г. N 64-АПГ17-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе регионального отделения в Сахалинской области политической партии Коммунистическая партия социальной справедливости на решение Сахалинского областного суда от 11 августа 2017 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании постановления Избирательной комиссии Сахалинской области от 30 июля 2017 года N 30/231 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области по единому избирательному округу".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя регионального отделения в Сахалинской области политической партии Коммунистическая партия социальной справедливости Дятлова Д.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области Матюшкиной О.М., а также заключения представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю. и прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавших, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Сахалинской областной Думы от 8 июня 2017 года N 11/17/166-6 на 10 сентября 2017 года назначены выборы депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва.
30 июля 2017 года Избирательной комиссией Сахалинской области издано постановление N 30/231, которым зарегистрирован список кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва, выдвинутый региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области по единому избирательному округу.
Региональное отделение в Сахалинской области политической партии Коммунистическая партия социальной справедливости, выдвинутый по единому избирательному округу список кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва которого также зарегистрирован Избирательной комиссией Сахалинской области, обратилось в суд с административным иском об отмене вышеназванного постановления Избирательной комиссии Сахалинской области на основании подпункта "б.1" пункта 25 статьи 38, пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 3 части 7 статьи 29 Закона Сахалинской области от 10 апреля 2008 года N 22-30 "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы".
Решением Сахалинского областного суда от 11 августа 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе региональное отделение в Сахалинской области политической партии Коммунистическая партия социальной справедливости просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы Избирательной комиссией Сахалинской области, региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области и участвующим в административном деле прокурором представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
Согласно пункту 1 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные объединения вправе выдвигать списки кандидатов. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов. Частью 1 статьи 24 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы" также предусмотрено, что по единому избирательному округу каждое избирательное объединение вправе выдвинуть не более одного списка кандидатов, при этом общее число кандидатов, выдвинутых избирательным объединением в составе списка кандидатов, не может быть более 45 человек.
Пунктом 15 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закреплено, что список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Законом может быть предусмотрено, что указанные лица составляют не менее 50 процентов от числа кандидатов, включенных в список кандидатов. Законом также может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов. Избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением.
Законом Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы" в частях 1 - 2 статьи 24 предусмотрено, что избирательное объединение вправе выдвинуть кандидатами, в том числе в составе списка кандидатов, граждан, являющихся членами данного избирательного объединения, а также граждан, не являющихся членами данного или иного избирательного объединения. При этом граждане, являющиеся членами данного избирательного объединения, должны составлять не менее 50 процентов от числа кандидатов, включенных в список кандидатов по единому избирательному округу. Избирательное объединение не вправе выдвинуть кандидатами, в том числе в составе списка кандидатов, граждан, являющихся членами иных избирательных объединений.
Уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов по единому избирательному округу, представляет в избирательную комиссию Сахалинской области не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов по местному времени единовременно документы, приведенные в части 8 статьи 24 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы", среди которых список кандидатов, выдвинутый по единому избирательному округу (пункт 1), официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения список граждан, включенных в список кандидатов и являющихся членами данной политической партии (пункт 3), а также нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений (пункт 4).
Пунктом 14.4 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и частью 9 статьи 24 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы" установлено, что список кандидатов по единому избирательному округу представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов по единому избирательному округу должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).
Избирательная комиссия Сахалинской области в течение трех дней со дня приема документов, указанных в части 8 настоящей статьи, заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением по единому избирательному округу (часть 10 статьи 24 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы").
Согласно пункту 18 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации списка кандидатов либо об отказе в регистрации. Аналогичное положение предусмотрено частью 1 статьи 29 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы", согласно которому избирательная комиссия, осуществляющая в соответствии с частью 3 статьи 27 данного закона регистрацию списка кандидатов, в течение 10 дней со дня приема необходимых для регистрации списка кандидатов документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закреплено, что решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что данное решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 этого же Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим же Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с подпунктами "б", "б.1" и "б.2" пунктом 25 статьи 38 указанного Федерального закона основаниями отказа в регистрации списка кандидатов являются:
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов);
наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов);
отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иным законом (за исключением случаев отсутствия сведений в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов);
Аналогичные основания отказа в регистрации списка кандидатов приведены в пунктах 2 - 4 части 7 статьи 29 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы".
Условия выдвижения кандидатов, в том числе перечень документов, с момента поступления в соответствующую избирательную комиссию которых избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, регламентированы статьей 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьей 22 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы".
Как видно из материалов административного дела, в обоснование административного иска региональное отделение в Сахалинской области политической партии Коммунистическая партия социальной справедливости ссылалось на следующие обстоятельства:
1) список граждан, включенных в список кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва и являющихся членами политической партии Справедливая Россия, в нарушение пункта 3 части 8 статьи 24 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы" и устава политической партии Справедливая Россия был заверен не постоянно действующим руководящим органом регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области, а уполномоченным представителем регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области;
2) список кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу в нарушение части 9 статьи 24 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы" заверен не подписью лица, уполномоченного на то уставом политической партии Справедливая Россия или решением уполномоченного органа политической партии Справедливая Россия, а уполномоченным представителем регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области.
Согласно уставу политической партии Справедливая Россия постоянно действующим руководящим выборным коллегиальным органом регионального отделения, осуществляющим в период между конференциями (общими собраниями) регионального отделения руководство деятельностью регионального отделения в соответствии с компетенцией, установленной уставом, является совет регионального отделения (пункт 1 статьи 32), к исключительной компетенции которого при осуществлении прав, связанных с проведением выборов, относится заверение списка граждан, включенных региональным отделением в список кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, являющихся членами политической партии (подпункт 6 пункта 4 статьи 33). Председатель Совета регионального отделения при осуществлении прав, связанных с проведением выборов, в случаях, установленных законодательством, заверяет списки кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации, выдвинутые региональным отделением (подпункт 3 пункта 2 статьи 31).
Конференция (общее собрание) регионального отделения является высшим руководящим коллегиальным органом регионального отделения, правомочным принимать решения по всем вопросам деятельности регионального отделения, его органов и должностных лиц, за исключением вопросов, решение по которым отнесено уставом политической партии к компетенции центральных органов и должностных лиц политической партии. Конференция (общее собрание) регионального отделения вправе отменить любое решение, принятое выборным коллегиальным органом или должностным лицом регионального отделения, местного или первичного отделения политической партии, входящего в состав регионального отделения, внести в него изменения и дополнения (пункт 1 статьи 28 устава). К компетенции конференции (общего собрания) регионального отделения при осуществлении прав, связанных с проведением выборов, относится осуществление полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 29 устава политической партии, а также осуществление иных полномочий в соответствии с уставом политической партии, принятие решений по иным вопросам деятельности регионального отделения, связанным с участием регионального отделения в выборах, за исключением отнесенных к компетенции центральных органов и должностных лиц политической партии (подпункт 5 пункта 2 статьи 29 устава).
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что 5 июля 2017 года президиумом центрального совета политической партии Справедливая Россия было принято решение N 775 ПР "О ситуации в региональном отделении партии в Сахалинской области", которым председатель совета регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области и все члены данного совета исключены из членов политической партии Справедливая Россия, что повлекло досрочное прекращении их полномочий в соответствии с пунктом 3 статьи 30 и пунктом 3 статьи 32 устава политической партии. В этой связи на основании вышеназванных пункта 1 статьи 28 и подпункта 5 пункта 2 статьи 29 устава политической партии все полномочия регионального отделения при осуществлении прав, связанных с участием регионального отделения в выборах, перешли к вышестоящему в порядке подчиненности органу регионального отделения - общему собранию регионального отделения, созванному решением президиума центрального совета политической партии Справедливая Россия от 5 июля 2017 года N 778 ПР в соответствии с пунктом 5 статьи 28 устава политической партии. Также решением президиума центрального совета политической партии Справедливая Россия от 5 июля 2017 года N 776 ПР Кодаченко М.Р. уполномочена представлять интересы регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области на выборах депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва, в том числе заверять своей подписью список граждан, включенных в список кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва и являющихся членами политической партии Справедливая Россия, а также список кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу.
8 июля 2017 года состоялось общее собрание регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области, решениями которого Кодаченко М.Р. назначена уполномоченным представителем регионального отделения политической партии по всем вопросам, связанным с участием регионального отделения политической партии в выборах депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва, а также уполномочена заверять своей подписью список граждан, включенных в список кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва и являющихся членами политической партии Справедливая Россия, а также список кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что доводы административного истца о нарушениях пункта 3 части 8 статьи 24, части 9 статьи 24 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы" и положений устава политической партии Справедливая Россия, выраженных в заверении списка граждан, включенных в список кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва, выдвинутый региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области по единому избирательному округу, и являющихся членами политической партии Справедливая Россия, а также списка кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области по единому избирательному округу, неуполномоченным на то лицом, не могут быть признаны состоятельными и служить поводом для отмены постановления Избирательной комиссии Сахалинской области "О регистрации списка кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области по единому избирательному округу". Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований не согласиться с такими выводами суда не находит и считает их правомерными, а доводы административного истца в этой части - основанными на неверном толковании норм материального права и устава политической партии Справедливая Россия.
10 августа 2017 года региональное отделение в Сахалинской области политической партии Коммунистическая партия социальной справедливости в дополнении к административному иску также ссылалось на другие основания отмены постановления Избирательной комиссии Сахалинской области "О регистрации списка кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области по единому избирательному округу".
Так, по мнению административного истца, в нарушение пункта 4 части 8 статьи 24 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы" представленное в Избирательную комиссию Сахалинской области свидетельство о государственной регистрации регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области, выданное 25 января 2012 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области, является недействительным, поскольку согласно свидетельству о государственной регистрации регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области, выданному этим же государственным органом 15 мая 2017 года, ранее выданное свидетельство от 25 января 2012 года не применяется в связи с выдачей свидетельства от 15 мая 2017 года. Кроме этого, административный истец полагал, что недействительной является печать, использованная региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области, так как ранее этим избирательным объединением использовалась иная печать, а объявления об утрате прежней печать в средствах массовой информации не размещались.
Также в судебном заседании, состоявшемся 11 августа 2017 года, региональное отделение в Сахалинской области политической партии Коммунистическая партия социальной справедливости ссылалось на непредставление двумя кандидатами, включенными в список кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва, выдвинутый региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области по единому избирательному округу, документов о смене фамилии.
Отклоняя вышеназванные доводы, суд первой инстанции правильно исходил из того, что указанные обстоятельства не могут служить поводом для отмены постановления Избирательной комиссии Сахалинской области "О регистрации списка кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области по единому избирательному округу", поскольку нарушения пункта 4 части 8 статьи 24 Закона Сахалинской области "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы" региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области допущено не было, так как в Избирательную комиссию Сахалинской области была представлена копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, которая была нотариально удостоверена и легитимность деятельности регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области с теми же регистрационными данными, что указаны в новом свидетельстве, под сомнение не ставит. Заявление о недействительности печати регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области при рассмотрении и разрешении административного дела объективного подтверждения не нашло. Ссылки на непредставление двумя кандидатами, включенными в список кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва, выдвинутый региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Сахалинской области по единому избирательному округу, документов о смене фамилии, как основание для отмены решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов, суд верно отклонил, как основанные на ошибочном толковании пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Кроме того, отказывая в удовлетворении административного иска по основаниям, заявленным 10 августа 2017 года и 11 августа 2017 года, суд первой инстанции закономерно исходил из того, что региональным отделением в Сахалинской области политической партии Коммунистическая партия социальной справедливости пропущен срок, установленный частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения. В соответствии с частью 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанный срок не подлежат восстановлению независимо от причин его пропуска.
Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления (часть 10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Кроме этого, суд первой инстанции верно отметил, что в доверенности, выданной Васильеву И.С. председателем регионального отделения в Сахалинской области политической партии Коммунистическая партия социальной справедливости 4 августа 2017 года, право представителя на изменение основания административного иска вопреки пункту 6 части 2 статьи 56 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации специально не оговорено.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам апелляционной жалобы регионального отделения в Сахалинской области политической партии Коммунистическая партия социальной справедливости, повторяющим основания обращения в суд с настоящим административным иском, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Сахалинского областного суда от 11 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу регионального отделения в Сахалинской области политической партии Коммунистическая партия социальной справедливости - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------