Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.08.2017 N 117-АПГ17-12

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 августа 2017 г. N 117-АПГ17-12

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Зинченко И.Н.

судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.

при секретаре Костереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колесниченко В.В. к Севастопольской городской избирательной комиссии о признании незаконным и отмене постановления N 173/926-1 от 25 июля 2017 г. "Об отказе в регистрации Колесниченко В.В., выдвинутого Региональным отделением в городе Севастополе политической партии "ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО" кандидатом в Губернаторы города Севастополя" и возложении обязанности зарегистрировать его кандидатом в Губернаторы города Севастополя по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского городского суда от 7 августа 2017 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., представителя Севастопольской городской избирательной комиссии - Басовой Л.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, заключение представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением VI сессии I созыва Законодательного Собрания города Севастополя от 6 июня 2017 г., опубликованным 6 июня 2017 г. на официальном сайте Законодательного Собрания города Севастополя http://sevzakon.ru, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в печатном издании "Севастопольские известия", N 22(1920), выборы Губернатора города Севастополя назначены на 10 сентября 2017 г.

Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии (далее - Избирательная комиссия) N 173/926-1 от 25 июля 2017 г. Колесниченко В.В., выдвинутому Региональным отделением в городе Севастополе политической партии "ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО", на основании подпунктов "б", "в" и "д.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) отказано в регистрации кандидатом в Губернаторы города Севастополя (далее - Постановление об отказе в регистрации) в связи с несоблюдением требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", поскольку на момент выдвижения являлся членом Всероссийской политической партии "Родина" и заявил о своем согласии этому избирательному объединению на выдвижение кандидатом на должность Губернатора, а также в связи с представлением недостаточного количества достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность Губернатора Севастополя.

Колесниченко В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене названного постановления и возложении на Избирательную комиссию обязанности зарегистрировать его кандидатом в Губернаторы города Севастополя.

В обоснование требований административный истец указывал на несостоятельные утверждения административного ответчика о его членстве во Всероссийской политической партии "Родина", ссылаясь на свою беспартийность, а также о бездоказательности вывода Избирательной комиссии о даче им согласия на выдвижение в качестве кандидата на должность Губернатора города Севастополя от названного избирательного объединения ввиду отсутствия такового.

Кроме того, Колесниченко В.В. ссылался на нарушение избирательным штабом кандидата от политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" организации сбора подписей, в связи с чем выполнение условия о предоставлении 12 подписей депутатов, осуществляющих свои полномочия в восьми внутригородских муниципальных образованиях, для административного истца оказалось невозможным, а также на противоречие нормы Закона города Севастополя от 17 марта 2017 г. N ЗЗО-ЗС "О выборах Губернатора города Севастополя" (далее - Закон о выборах Губернатора Севастополя), устанавливающей обязательность представления для регистрации кандидата определенного количества подписей муниципальных депутатов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, собранных в восьми муниципальных образованиях из десяти существующих, основополагающим принципам избирательного процесса о равенстве его участников.

Решением Севастопольского городского суда от 7 августа 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе Колесниченко В.В. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и на неправильное истолкование судом норм материального права.

Относительно апелляционной жалобы Избирательной комиссией, прокурором города Севастополя представлены возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного постановления.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, административный истец в судебное заседание не явился.

На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом N 67-ФЗ.

Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, на должность высшего должностного лица выдвигаются избирательным объединением, в случае, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации - также путем самовыдвижения (пункт 2 статьи 32 Федерального закона N 67-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 26 Закона о выборах Губернатора Севастополя выдвижение кандидата осуществляется избирательным объединением.

Избирательная комиссия в течение установленного законом срока обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации (пункт 18 статьи 38 Федерального Закона N 67-ФЗ, часть 1 статьи 29, части 1 и 2 статьи 31 Закона о выборах Губернатора Севастополя).

Решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных этим же законом, иным законом (пункт 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ).

Приведенной норме корреспондируют предписания части 4 статьи 70 Закона о выборах Губернатора Севастополя.

Суд первой инстанции, проанализировав приведенные нормы федерального и регионального законодательства, дал верную правовую оценку заявленным требованиям, правомерно признав их необоснованными.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, (далее - Губернатора) предусмотрен пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, согласно предписаниям которого таковыми являются несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон о политических партиях) (подпункт "б"), отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"), недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность Губернатора (подпункт "д.1").

На выборах Губернатора в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (пункт 17 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ).

Порядок сбора указанных подписей и порядок их проверки устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ (абзац четырнадцатый пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Статьей 28 Закона о выборах Губернатора Севастополя установлено, что в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, составляет 10 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора (часть 1).

Постановлением Избирательной комиссии от 26 мая 2017 г. N 154/768-1 определено, что число депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, чьи подписи должны быть собраны в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Севастополя, составляет 12 и может превышать данное число подписей, но не более чем на 1 подпись, и составлять не более 13 подписей.

Названным постановлением также установлено, что число внутригородских муниципальных образований города Севастополя, в которых должна быть получена поддержка выдвижения кандидата на должность Губернатора города Севастополя, составляет 8.

Федеральный законодатель в статье 37 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрел как нормы, регламентирующие сбор подписей избирателей (пункты 1 - 16), так и правовые предписания о сборе подписей депутатов (пункты 17 - 20).

Как следует из содержания пункта 19 названной выше статьи, листы поддержки кандидата представляются им в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации единовременно вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, а также представляется подписанный кандидатом список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, содержащий сведения о кандидате и поддержавших его лицах, предусмотренные пунктом 18 этой же статьи. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение трех дней со дня представления указанного списка публикует его в региональном государственном периодическом печатном издании или размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет достоверность подписей, проставленных в листах поддержки кандидата. Срок такой проверки устанавливается законом субъекта Российской Федерации, но не может быть более 10 дней (пункт 20 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ).

Аналогичные нормы содержатся в пунктах 1 и 2 части 1, части 10 статьи 29 Закона о выборах Губернатора Севастополя.

Судом установлено и не оспаривается административным истцом предоставление в Избирательную комиссию, помимо прочих документов, листов поддержки с 12 подписями депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, собранных в меньшем количестве избирательных округов, чем предусмотрено законом (в семи, а не в восьми).

При таком положении суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии основания для отказа в регистрации Колесниченко В.В. кандидатом в Губернаторы Севастополя, правомерно констатировав о законности оспариваемого постановления Избирательной комиссии, принятого в соответствии с требованиями, установленными частями 8 и 9 статьи 28 Закона о выборах Губернатора города Севастополя и подпунктом "д.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.

Поскольку согласно предписаниям, установленным федеральным законодателем, предоставление установленного субъектом Российской Федерации количества подписей депутатов представительного органа местного самоуправления из определенного числа муниципальных образований, то есть получение поддержки со стороны определенного законом субъекта Российской Федерации в пределах, установленных федеральным законодательством (от 5 до 10 процентов), числа выборных лиц местного самоуправления, является обязательным условием для регистрации кандидата на должность Губернатора, которое административным истцом не выполнено, суд первой инстанции правомерно признал утверждение Колесниченко В.В. о незаконности отказа в регистрации его кандидатом ошибочным и не основанным на нормах избирательного законодательства, которое не наделяет избирательную комиссию полномочиями устанавливать причины неисполнения кандидатом обязанности собрать в поддержку своего выдвижения подписи депутатов.

Выводы суда согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 24 декабря 2012 г. N 32-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы", согласно которой участие выборных лиц местного самоуправления в выдвижении кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - хотя оно осуществляется в стадии избирательного процесса, предшествующей регистрации кандидата, и сопоставимо по внешним признакам с формами (способами) подтверждения поддержки кандидатов избирателями - имеет иное предназначение.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, такая поддержка означает признание реальной способности кандидата в случае победы на выборах решать задачи, относящиеся к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), обеспечивая комплексное социально-экономическое развитие региона и составляющих его муниципальных образований.

Проанализировав положения подпункта "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, а также пункта 3.1 статьи 36 Федерального закона о политических партиях, согласно которым федеральным законодателем введен запрет для политической партии выдвигать кандидатами в депутаты граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий, требования подпункта "в" пункта 2 статьи 21 Федерального закона о политических партиях и подпункта 1 пункта 7.1 Устава Всероссийской политической партии "Родина", а также оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции обоснованно констатировал, что административный истец на момент выдвижения его кандидатом на должность Губернатора Региональным отделением в городе Севастополе политической партии "ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО" являлся членом партии "Родина".

Мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, подробно изложены в судебном акте, позиция суда подтверждается материалами дела.

Между тем административный истец в нарушение требований части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязывающих его доказывать положенные в обоснование требований обстоятельства, не представил допустимых и относимых доказательств своего выхода из членов указанной партии, не содержится ссылка на них и в апелляционной жалобе.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, следовательно, не влекут отмену решения по настоящему делу, при рассмотрении которого судом первой инстанции не допущено нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта.

На основании изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Севастопольского городского суда от 7 августа 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Колесниченко В.В. - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления