Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.08.2017 N 117-АПГ17-10

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 августа 2017 г. N 117-АПГ17-10

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.

при секретаре Костереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в губернаторы города Севастополя Кияшко Р.В. о признании незаконным и отмене постановления Севастопольской городской избирательной комиссии от 25 июля 2017 года N 173/921-1 "О регистрации Кряжева Н.М., выдвинутого политической партией КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ, кандидатом в губернаторы города Севастополя" по апелляционной жалобе Кияшко Р.В. на решение Севастопольского городского суда от 8 августа 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления кандидата в губернаторы города Севастополя Кияшко Р.В.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Кияшко Р.В. - Прокофьева М.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителей Севастопольской городской избирательной комиссии Басовой Л.А., Центральной избирательной комиссии РФ Воронина Д.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Законодательного Собрания города Севастополя VI сессии I созыва от 6 июня 2017 года N 884 на 10 сентября 2017 года назначены выборы губернатора города Севастополя.

Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от 16 июля 2017 года N 169/900-1 Кияшко Р.В., выдвинутый Севастопольским городским отделением политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", зарегистрирован кандидатом в губернаторы города Севастополя.

Постановлением этой же Комиссии от 25 июля 2017 года N 173/921-1 Кряжев Н.М., выдвинутый Политической партией "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ", зарегистрирован кандидатом в губернаторы города Севастополя.

Кияшко Р.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене постановления о регистрации кандидата Кряжева Н.М., указывая на то, что кандидатом Кряжевым Н.М. в поддержку своего выдвижения для регистрации были представлены, в том числе и подписные листы с подписями 10 депутатов (Трухачевой А.В., Губко С.С., Кривоедовой Ю.С., Демченко Д.Л., Безух А.К., Яковлевой Е.В., Гранкина И.А., Прус Т.И., Рутенко Г.В. и Молчанова Д.А.), которые ранее отдали свои подписи в поддержку кандидата на должность губернатора Овсянникова Д.В., вследствие чего количество подписей депутатов является недостаточным для регистрации Кряжева Н.М. Данное обстоятельство, по мнению административного истца, в силу положений пункта 20 статьи 37, подпункта "д.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" являлось основанием для отказа в регистрации кандидата Кряжева Н.М.

Решением Севастопольского городского суда от 8 августа 2017 года отказано в удовлетворении административного иска Кияшко Р.В.

В апелляционной жалобе Кияшко Р.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на допущенные судом нарушения норм материального права.

В возражениях на жалобу и.о. прокурора города Севастополя, Севастопольская городская избирательная комиссия в лице председателя комиссии Петухова А.Ю. полагают изложенные в ней доводы необоснованными, просят решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.

Согласно подпункту "д.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата.

Пунктом 1 статьи 32, пунктом 1 статьи 33 приведенного Федерального закона определено, что граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

В силу пункта 17 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Законом города Севастополя от 17 марта 2017 года N 330-ЗС "О выборах губернатора города Севастополя" (далее - Закон города Севастополя от 17 марта 2017 года N 330-ЗС) установлен порядок подготовки и проведения выборов губернатора города Севастополя.

Согласно указанному закону выдвижение кандидата осуществляется избирательным объединением не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов губернатора. О выдвижении кандидата Севастопольская городская избирательная комиссия считается уведомленной после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом губернатора (статьи 26, 27 Закона города Севастополя от 17 марта 2017 года N 330-ЗС).

Статьей 28 этого же закона установлено, что в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, составляет 10 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора (часть 1).

Кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя не менее чем в трех четвертях внутригородских муниципальных образований города Севастополя. Число лиц (в абсолютном выражении), которое необходимо для поддержки выдвижения кандидата в соответствии с частью 1 настоящей статьи, а также число внутригородских муниципальных образований города Севастополя (в абсолютном выражении), указанное в части 3 настоящей статьи, определяется и обнародуется Севастопольской городской избирательной комиссией в течение трех дней со дня назначения выборов Губернатора. При этом если полученные числа, которые необходимы для поддержки выдвижения кандидата, имеют дробную часть, число, указанное в части 1 настоящей статьи, подлежит округлению в меньшую сторону, а число, указанное в части 3 настоящей статьи, подлежит округлению в большую сторону (части 3 и 4).

Депутат представительного органа внутригородского муниципального образования города Севастополя может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любым избирательным объединением (часть 5).

Депутат представительного органа внутригородского муниципального образования города Севастополя ставит свою подпись на листе поддержки кандидата. Подписи депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя в поддержку выдвижения кандидата могут собираться со дня выдвижения кандидата (часть 6).

Подлинность подписи на листе поддержки кандидата должна быть нотариально засвидетельствована. После окончания сбора подписей депутатов составляется список лиц, которые поставили свои подписи на листах поддержки кандидата. Указанный список подписывается кандидатом (части 9 и 12).

Согласно части 1 статьи 29 Закона города Севастополя от 17 марта 2017 года N 330-ЗС для регистрации кандидат представляет в Севастопольскую городскую избирательную комиссию: листы поддержки кандидата с подписями депутатов внутригородских муниципальных образований города Севастополя в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1); список лиц, которые поставили свои подписи на листах поддержки кандидата, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде (пункт 2).

Севастопольская городская избирательная комиссия в течение трех дней со дня представления списка, указанного в части 12 статьи 28 Закона города Севастополя "О выборах губернатора города Севастополя", публикует его в региональном государственном периодическом печатном издании или размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 10 статьи 29 Закона города Севастополя от 17 марта 2017 года N 330-ЗС).

Частью 8 статьи 30 приведенного регионального закона закреплено, что проверке подлежат все подписи, представленные кандидатом для регистрации, и соответствующие им сведения, содержащиеся в листах поддержки кандидата, в количестве, установленном пунктом 1 части 1 статьи 29 данного Закона.

Если при проверке подписей будет выявлено, что депутат представительного органа внутригородского муниципального образования города Севастополя поддержал более одного кандидата, засчитывается подпись, которая по времени была проставлена раньше (часть 11 статьи 30 Закона города Севастополя от 17 марта 2017 года N 330-ЗС).

В силу частей 1 и 2 статьи 31 Закона города Севастополя от 17 марта 2017 года N 330-ЗС регистрация кандидата осуществляется Севастопольской городской избирательной комиссией, в том числе при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, собранных в поддержку кандидата.

Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссией от 26 мая 2017 года N 154/768-1 "О числе лиц, подписи которых необходимо собрать для поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора города Севастополя, и числе внутригородских муниципальных образований города Севастополя, в которых должна быть получена поддержка выдвижения кандидата на должность Губернатора города Севастополя" определено, что число депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, чьи подписи должны быть собраны в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора города Севастополя, составляет 12 и может превышать данное число подписей, но не более чем на 1 подпись, и составлять не более 13 подписей. Число внутригородских муниципальных образований города Севастополя, в которых должна быть получена поддержка выдвижения кандидата на должность Губернатора города Севастополя, составляет 8.

Проанализировав вышеназванное избирательное законодательство и представленные письменные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при регистрации Кряжева Н.М. кандидатом в губернаторы г. Севастополя нарушений избирательной комиссией допущено не было. При этом суд установил, что в Севастопольскую городскую избирательную комиссию были представлены списки лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидатов на должность губернатора города Севастополя Кряжева Н.М. и Овсянникова Д.В. Указанные в листах поддержки кандидатов фамилии, имена, отчества депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя не совпадают (л.д. 44 - 51).

Установив, что кандидатами на должность губернатора были представлены достоверные сведения относительно поддержки их выдвижения разными лицами, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у избирательной комиссии законных оснований для отказа в регистрации Кряжева Н.М.

Довод административного истца о том, что подлежали проверке факт и обстоятельства сбора в поддержку выдвижения кандидата Овсянникова Д.В. иных нотариально заверенных подписей депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, но не представленных в избирательную комиссию этим кандидатом в поддержку своего выдвижения, правомерно признан судом ошибочным, основанным на неверном толковании требований пункта 20 статьи 37 и статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно которым избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет достоверность только тех подписей, которые были представлены кандидатами в избирательную комиссию в поддержку своего выдвижения и регистрации.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у Судебной коллегии не имеется.

При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании. Оснований, предусмотренных законом для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

определила:

решение Севастопольского городского суда от 8 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кияшко Р.В. - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления