Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.03.2018 N 29-АПГ18-1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 марта 2018 г. N 29-АПГ18-1

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.

при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе правительства Пензенской области на решение Пензенского областного суда от 30 октября 2017 года, которым удовлетворен административный иск прокурора Пензенской области о признании недействующими отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Пензенской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением правительства Пензенской области от 29 декабря 2016 года N 660-пп.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

29 декабря 2016 года правительством Пензенской области принято постановление N 660-пп, пунктом 1 которого утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Пензенской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее - территориальная программа, Программа).

Первоначальный текст документа размещен 30 декабря 2016 года на официальном сайте правительства Пензенской области http://www.penza.ru и интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также опубликован в изданиях "Пензенские губернские ведомости" 6 января 2017 года N 3, с. 1 (начало) и N 4, с. 1 (окончание).

Согласно разделу 6 пункту 6.1 "Сводный расчет стоимости утвержденной Программы на 2017 год" (в редакции постановления правительства Пензенской области от 17 августа 2017 года N 386-пп) медицинская помощь, предоставляемая за счет консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (без учета финансовых средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на содержание медицинских организаций, работающих в системе ОМС (затраты, не вошедшие в тариф) составляет: подушевые нормативы финансирования территориальной программы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - 2 109,15 руб. (строка N 01 графа 5); стоимость территориальной программы по источникам ее финансового обеспечения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - 2 830 194,4 тыс. руб. (строка N 01 графа 7), в том числе:

медицинская помощь в амбулаторных условиях, в том числе посещение с профилактическими и иными целями: стоимость единицы объема медицинской помощи (норматив финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи) - 255, 77 (строка N 04 графа 4), подушевые нормативы финансирования территориальной программы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации 179,04 руб. (строка N 04 графа 5), стоимость территориальной программы по источникам ее финансового обеспечения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - 240244,6 тыс. руб. (строка N 04 графа 7);

медицинская помощь в амбулаторных условиях, в том числе обращение: стоимость единицы объема медицинской помощи (норматив финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи) - 551,55 (строка N 05 графа 4), подушевые нормативы финансирования территориальной программы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации 110,31 руб. (строка N 05 графа 5), стоимость территориальной программы по источникам ее финансового обеспечения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - 148015,0 тыс. руб. (строка N 05 графа 7);

специализированная медицинская помощь в стационарных условиях, в том числе случай госпитализации: стоимость единицы объема медицинской помощи (норматив финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи) - 33397,08 (строка N 08 графа 4), подушевые нормативы финансирования территориальной программы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации 571,09 руб. (строка N 08 графа 5), стоимость территориальной программы по источникам ее финансового обеспечения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - 766327,8 тыс. руб. (строка N 08 графа 7);

медицинская помощь в условиях дневного стационара, в том числе случай лечения: стоимость единицы объема медицинской помощи (норматив финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи) - 4787,50 (строка N 10 графа 4), подушевые нормативы финансирования территориальной программы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации 19,15 руб. (строка N 10 графа 5), стоимость территориальной программы по источникам ее финансового обеспечения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - 25696,0 тыс. руб. (строка N 10 графа 7);

паллиативная медицинская помощь койко-день: стоимость единицы объема медицинской помощи (норматив финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи) - 1342,93 (строка N 12 графа 4), подушевые нормативы финансирования территориальной программы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации 123,55 руб. (строка N 12 графа 5), стоимость территориальной программы по источникам ее финансового обеспечения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - 165794,4 тыс. руб. (строка N 12 графа 7);

итого (сумма строк 01 + 15 + 20) подушевые нормативы финансирования территориальной программы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации 2242,97 руб. (строка N 39 графа 5), стоимость территориальной программы по источникам ее финансового обеспечения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - 3009767,9 тыс. руб. (строка N 39 графа 7);

Пункт 6.2 раздела 6 территориальной программы содержит стоимость Программы по источникам финансового обеспечения на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов на территории Пензенской области.

Разделом 7 территориальной программы (в редакции постановления правительства Пензенской области от 17 августа 2017 года N 386-пп) установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования.

Так, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2017 год составляют:

на одно посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Пензенской области - 255,77 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 378,46 рубля (подпункт 7.3.3 пункта 7.3);

на одно обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Пензенской области - 551,55 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1060,32 рубля (подпункт 7.3.4 пункта 7.3);

на один случай лечения в условиях дневных стационаров за счет средств бюджета Пензенской области - 4787,5 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 13144,00 рубля (подпункт 7.3.6 пункта 7.3);

на один случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 33397,8 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 24419,34 рубля, в том числе за счет средств межбюджетных трансфертов из бюджета Пензенской области - 24419,34 рубля (подпункт 7.3.7 пункта 7.3);

на один койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода), за счет средств бюджета Пензенской области - 1342,93 рубля (подпункт 7.3.9 пункта 7.3).

Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2018 - 2019 годы составляют:

на одно посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Пензенской области - 265,74 рубля на 2018 год, 275,74 рубля на 2019 год, за счет средств обязательного медицинского страхования - 440,33 рубля на 2018 год, 459,74 рубля на 2019 год (подпункт 7.4.3 пункта 7.4);

на одно обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Пензенской области - 572,50 рубля на 2018 год, 594,10 рубля на 2019 год, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1233,66 рубля на 2018 год, 1286,27 рубля на 2019 год (подпункт 7.4.4 пункта 7.4);

на один случай лечения в условиях дневных стационаров за счет средств бюджета Пензенской области - 5185,00 рубля на 2018 год, 5565,00 рубля на 2019 год, за счет средств обязательного медицинского страхования - 14698,00 рубля на 2018 год, 15330,67 рубля на 2019 год (подпункт 7.4.6 пункта 7.4);

на один случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 37783,72 рубля на 2018 год, 39080,23 рубля на 2019 год, за счет средств обязательного медицинского страхования - 28940,00 рубля на 2018 год, 30734,00 рубля на 2019 год (подпункт 7.4.7 пункта 7.4);

на один койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода), за счет средств бюджета Пензенской области - 1357,17 рубля на 2018 год, 1408,48 рубля на 2019 год (подпункт 7.4.9 пункта 7.4).

согласно пункту 7.5 территориальной программы подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют: за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на одного жителя) в 2017 году - 2242,97 рубля, в 2018 году - 2168,96 рубля, в 2019 году - 2226,53 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования (в расчете на одно застрахованное лицо) в 2017 году - 9028,52 рубля, в 2018 году - 10444,59 рубля, в 2019 году - 10985,61 рубля, из них: за счет субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2017 году (с учетом расходов на обеспечение выполнения территориальными фондами обязательного медицинского страхования своих функций, предусмотренных законом о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования по разделу 01 "Общегосударственные вопросы") - 8949,38 рубля, в 2018 году - 10441,58 рубля, в 2019 году - 10982,60 рубля; за счет прочих поступлений в 2017 году - 4,04 рубля, в 2018 - 2019 годах - 3,01 рубля; за счет межбюджетных трансфертов бюджета Пензенской области на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, в части базовой программы ОМС (на финансовое обеспечение дополнительных объемов специализированной медицинской помощи, предоставляемой в условиях круглосуточного стационара по профилю "кардиология") в 2017 году - 75,10 рубля.

Прокурор Пензенской области обратился в суд с административным иском о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу отдельных положений территориальной программы, а именно: графы 5 и 7 строки N 01, графы 4, 5 и 7 строки N 04, графы 4, 5 и 7 строки N 05, графы 4, 5 и 7 строки N 08, графы 4, 5 и 7 строки N 10, графы 4, 5 и 7 строки N 12 и графы 5 и 7 строки N 39 пункта 6.1 раздела 6; графы 3 - 8 строки N 01 и графы 3 - 8 строки N 02 пункта 6.2 раздела 6; в части установления нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2017 год: на одно посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Пензенской области - 255,77 рубля (подпункт 7.3.3 пункта 7.3 раздела 7), на одно обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Пензенской области - 551,55 рубля, (подпункт 7.3.4 пункта 7.3 раздела 7), на один случай лечения в условиях дневных стационаров за счет средств бюджета Пензенской области - 4787,5 рубля (подпункт 7.3.6 пункта 7.3 раздела 7), на один случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 33397,8 рубля (подпункт 7.3.7 пункта 7.3 раздела 7), подпункт 7.3.9 пункта 7.3 раздела 7; в части установления нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2018 - 2019 годы: на одно посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Пензенской области - 265,74 рубля на 2018 год, 275,74 рубля на 2019 год (подпункт 7.4.3 пункта 7.4 раздела 7), на одно обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Пензенской области - 572,50 рубля на 2018 год, 594,10 рубля на 2019 год (подпункт 7.4.4 пункта 7.4 раздела 7), на один случай лечения в условиях дневных стационаров за счет средств бюджета Пензенской области - 5185,00 рубля на 2018 год, 5565,00 рубля на 2019 год (подпункт 7.4.6 пункта 7.4 раздела 7), на один случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 37783,72 рубля на 2018 год, 39080,23 рубля на 2019 год (подпункт 7.4.7 пункта 7.4 раздела 7), подпункт 7.4.9 пункта 7.4 раздела 7, пункт 7.5 раздела 7 в части установления подушевых нормативов финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета) за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на одного жителя) в 2017 году - 2242,97 рубля, в 2018 году - 2168,96 рубля, в 2019 году - 2226,53 рубля.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения установленные территориальной программой в оспариваемой части ниже нормативов, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 года N 1403 (далее - Федеральная программа), что нарушает права граждан, проживающих на территории Пензенской области, на получение бесплатной медицинской помощи надлежащего объема и качества.

Решением Пензенского областного суда от 30 октября 2017 года (с учетом определения от 15 декабря 2017 года) административный иск прокурора Пензенской области удовлетворен.

В апелляционной жалобе правительство Пензенской области просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку судом первой инстанции не учтены доводы о том, что финансирование территориальной программы производится в пределах лимита бюджета Пензенской области; увеличение стоимости территориальной программы происходит поэтапным принятием мер на выполнение расходных обязательств бюджета Пензенской области.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья определяет Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1 этого федерального закона).

В соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъектов Российской Федерации указанными выше полномочиями и включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установил объемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере, предусмотрев в частях 1 и 3 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" положения, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральной программой.

Предписание о необходимости принимать Территориальную программу в соответствии с Федеральной программой содержится в абзаце третьем раздела I (Общие положения) Федеральной программы.

Сопоставив оспариваемые положения территориальной программы с нормами Федеральной программы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы установлены правительством Пензенской области ниже базовых показателей.

Так, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2017 год составляют:

на одно посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Пензенской области - 255,77 рубля (подпункт 7.3.3 пункта 7.3 раздела 7), федеральный норматив - 403,9 рубля;

на одно обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Пензенской области - 551,55 рубля (подпункт 7.3.4 пункта 7.3 раздела 7), федеральный норматив - 1171,6 рубля;

на один случай лечения в условиях дневных стационаров за счет средств бюджета Пензенской области - 4787,5 рубля (подпункт 7.3.6 пункта 7.3 раздела 7), федеральный норматив - 11957,9 рубля;

на один случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 33397,8 рубля (подпункт 7.3.7 пункта 7.3 раздела 7), федеральный норматив - 69276,8 рубля;

на один койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода), за счет средств бюджета Пензенской области - 1342,93 рубля (подпункт 7.3.9 пункта 7.3 раздела 7), федеральный норматив - 1856,5 рубля.

Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2018 - 2019 годы составляют:

на одно посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Пензенской области - 265,74 рубля на 2018 год, 275,74 рубля на 2019 год (подпункт 7.4.3 пункта 7.4 раздела 7), федеральный норматив - 403,9 рубля;

на одно обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Пензенской области - 572,50 рубля на 2018 год, 594,10 рубля на 2019 год (подпункт 7.4.4 пункта 7.4 раздела 7), федеральный норматив - 1171,6 рубля;

на один случай лечения в условиях дневных стационаров за счет средств бюджета Пензенской области - 5185,00 рубля на 2018 год, 5565,00 рубля на 2019 год (подпункт 7.4.6 пункта 7.4 раздела 7), федеральный норматив - 11957,9 рубля;

на один случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 37783,72 рубля на 2018 год, 39080,23 рубля на 2019 год (подпункт 7.4.7 пункта 7.4 раздела 7), федеральный норматив - 69276,8 рубля;

на один койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода), за счет средств бюджета Пензенской области - 1357,17 рубля на 2018 год, 1408,48 рубля на 2019 год (подпункт 7.4.9 пункта 7.4 раздела 7), федеральный норматив - 1856,5 рубля.

Подушевые нормативы финансового обеспечения составляют:

за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на одного жителя) в 2017 году - 2242,97 рубля, в 2018 году - 2168,96 рубля, в 2019 году - 2226,53 рубля (пункт 7.5 раздела 7), федеральный норматив - в 2017 году - 3488,6 рубля, в 2018 году - 3628,1 рубля, в 2019 году - 3773,2 рубля.

Суд первой инстанции, проанализировав имеющее большую юридическую силу законодательство, регулирующее вопросы формирования программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сопоставив оспариваемые положения о нормативах финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи территориальной программы с аналогичными нормами Федеральной программы, пришел к правильному выводу о том, что правительством Пензенской области оспариваемые нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования определены в меньшем объеме по сравнению с нормативами, утвержденными Правительством Российской Федерации, тогда как они должны соответствовать Федеральной программе, устанавливающей названные нормативы как средние показатели, являющиеся государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, следовательно, не могут быть определены субъектами Российской Федерации в меньшем размере.

Установив, что оспариваемые территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в цифровом выражении ниже средних федеральных нормативов, суд правомерно признал оспариваемые положения территориальной программы недействующими.

При этом, как правильно отметил суд в решении, федеральное законодательство не наделяет субъекты Российской Федерации правом корректировать в сторону уменьшения, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и средние подушевые нормативы финансирования с учетом наличия средств в областном бюджете.

Частью 4 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи; особенности половозрастного состава населения; уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики; климатические и географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций; сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, в том числе уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Федеральная программа, определяя порядок и условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности медицинской помощи (раздел VII), не предполагает произвольного занижения средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и средних подушевых нормативов финансирования.

Более того, в силу части 3 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии средств в областном бюджете, не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения.

Как указывалось выше, действующим законодательством субъекты Российской Федерации правом занижать нормативы оказания бесплатной медицинской помощи не наделены, а реализация права граждан на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи не должна зависеть от наличия средств в бюджете субъекта Российской Федерации.

Прочие доводы апелляционной жалобы административного ответчика аналогичны его доводам, в суде первой инстанции, которым в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Пензенского областного суда от 30 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Пензенской области - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления