ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 июля 2018 г. N 8-АПГ18-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Ярославского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" на решение Ярославского областного суда от 11 июля 2018 года, которым удовлетворены административные иски избирательного объединения "Ярославское региональное отделение политической партии "ЛДПР - Либерально-демократической партии России" и избирательного объединения "Ярославское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Коммунисты России" к Избирательной комиссии Ярославской области, избирательному объединению Ярославское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Ярославской области от 29 июня 2018 года N 74/453-6 "О заверении списка кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Ярославское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" по единому избирательному округу".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., представителя Ярославского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" адвоката Сюзюмова А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Ярославского регионального отделения политической партии "ЛДПР - Либерально-демократической партии России" Жуковой О.И., объяснения председателя Избирательной комиссии Ярославской области Захарова О.Ю., заключения представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Титова А.М., прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Ярославской областной Думы от 8 июня 2018 года N 106 выборы депутатов Ярославской областной Думы седьмого созыва назначены на 9 сентября 2018 года.
Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 29 июня 2018 года N 74/453-6 заверен список кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу в количестве 35 (тридцати пяти) человек, выдвинутый избирательным объединением "Ярославское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко".
6 июля 2018 года постановлением Избирательной комиссии Ярославской области N 76/469-6 заверен список кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва в количестве 27 (двадцати семи) человек, выдвинутый избирательным объединением "Ярославское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Коммунисты России" по единому избирательному округу.
Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 6 июля 2018 года N 76/472-6 заверен список кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва в количестве 49 (сорока девяти) человек, выдвинутый избирательным объединением "Ярославское региональное отделение политической партии "ЛДПР - Либерально-демократической партии России" по единому избирательному округу.
Избирательное объединение "Ярославское региональное отделение политической партии "ЛДПР - Либерально-демократической партии России" и избирательное объединение "Ярославское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Коммунисты России" обратились в суд с административными исками о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Ярославской области от 29 июня 2018 года N 74/453-6 "О заверении списка кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Ярославское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" по единому избирательному округу".
В обоснование заявленных требований указали, что согласно протоколу Конференции Ярославского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" от 26 июня 2018 года в нарушение требований федерального законодательства указанным избирательным объединением были выдвинуты кандидаты в составе единого списка кандидатов по 23 территориальным группам в количестве 35 человек, по территориальным группам N 17 и N 21 кандидаты не выдвинуты, следовательно, список кандидатов изначально не соответствовал требованиям избирательного законодательства, в силу чего у комиссии не имелось оснований для его заверения.
Определением судьи Ярославского областного суда от 9 июля 2018 года административные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
Решением Ярославского областного суда от 11 июля 2018 года административные иски удовлетворены, постановление Избирательной комиссии Ярославской области от 29 июня 2018 года N 74/453-6 признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе представитель избирательного объединения Ярославское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Согласно названному федеральному закону граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списков кандидатов (пункт 1 статьи 32).
Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов (пункт 1 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 14 статьи 35 названного Федерального закона законом может быть предусмотрено, что список кандидатов должен быть разбит на общерегиональную часть (часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе) и региональные группы либо только на региональные группы. При этом законом должно быть установлено минимальное и максимальное число региональных групп, на которые разбивается список кандидатов, либо определено максимальное число региональных групп, а также минимальное и максимальное число кандидатов в общерегиональной части и региональной группе. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", данным Федеральным законом.
В рамках предоставленных полномочий законодательным органом Ярославской области принят Закон Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области", статьей 46 которого установлено, что в едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов (пункт 1).
Состав единого списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются избирательным объединением.
На выборах в Ярославскую областную Думу с образованием одномандатных округов единый список кандидатов должен быть разбит на территориальные группы кандидатов, соответствующие территориям и номерам одномандатных избирательных округов. Каждая территориальная группа кандидатов должна иметь порядковый номер и наименование, которое соответствует наименованию соответствующего одномандатного округа. Число территориальных групп должно соответствовать числу образованных одномандатных избирательных округов по соответствующему избирательному округу. В каждую территориальную группу кандидатов включается не более 5 кандидатов.
Общее число включенных в единый список кандидатов не должно превышать 125 человек. Кандидат включается в единый список кандидатов только один раз (пункт 1<1>).
Постановлением Ярославской областной Думы от 25 января 2013 года N 3 "О схеме образования одномандатных избирательных округов для выборов депутатов Ярославской областной Думы" на территории Ярославской области образованы 25 одномандатных избирательных округов.
Удовлетворяя требования административных истцов, суд сделал правильный о том, что число территориальных групп должно соответствовать числу образованных одномандатных округов, что единый список кандидатов должен быть разбит на 25 территориальных групп, в каждую из которых можно включить не более 5 кандидатов, поскольку определение требований к разбивке единого списка кандидатов федеральным законодателем отнесено к дискреционным полномочиям субъекта Российской Федерации.
Однако данное требование избирательным объединением Ярославское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" не выполнено.
Согласно пункту 32 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательный округ единый (единый избирательный округ) - это избирательный округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы.
Статьей 4 Закона Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" установлено, что 25 депутатов Ярославской областной Думы избираются по одномандатным избирательным округам, 25 депутатов - по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями (пункт 2).
Таким образом, голосование за единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, осуществляется на всей территории избирательного округа. Предусмотренная возможность деления единого списка кандидатов на территориальные группы кандидатов не исключает необходимость голосования на всей территории Ярославской области.
Правильность приведенной позиции согласуется с требованиями Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" регулирующего вопросы выдвижения федерального списка кандидатов, статьей 39 которого определено, что федеральный список кандидатов может быть разбит на общефедеральную и региональную части. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать всю территорию Российской Федерации (части 8 и 9).
Судом установлено, что 26 июня 2018 года на Конференции Ярославского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" принято решение о выдвижении от этого отделения в составе единого списка кандидатов по единому избирательному округу в количестве 35 человек по 23 территориальным группам. По двум территориальным группам N 17 и N 21 кандидаты не выдвинуты.
Таким образом, вопреки требованиям приведенного законодательства Ярославское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", разбив единый список кандидатов, выдвинутый по единому избирательному округу, на 23 территориальные группы вместо 25 и таким образом не обеспечив представительство своих региональных групп по избирательным одномандатным округам N 17 и N 21, лишило возможности избирателей названных избирательных округов голосовать за выдвинутый избирательным объединением единый список кандидатов на всей территории единого избирательного округа.
Как верно отметил суд, указанное нарушение является существенным, свидетельствующим о несоблюдении равенства граждан при осуществлении ими активного и пассивного избирательного права.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о нарушении избирательным объединением Ярославское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" порядка выдвижения списка кандидатов. Как обоснованно указал суд, данное нарушение в силу пункта 14 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" являлось основанием для отказа в заверении списка, следовательно, оспариваемое постановление Избирательной комиссии Ярославской области от 29 июня 2018 года N 74/453-6 о заверении единого списка кандидатов является незаконным и подлежит отмене.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку Законом Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" не установлено минимальное количество территориальных групп и кандидатов, но определено их максимальное число, то в списке партии могут быть 23 территориальные группы и в каждой группе может быть включено от 0 до 5 кандидатов, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Из содержания предписаний приведенного Закона Ярославской области буквально следует необходимость делить единый список кандидатов на территориальные группы, которые должны соответствовать числу одномандатных избирательных округов, и включать в них не более 5 кандидатов, что означает обязанность включать в такую группу от 1 до 5 кандидатов по усмотрению избирательного объединения.
При таких обстоятельствах, когда нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных правил при рассмотрении дела судом не допущено, решение суда об удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным.
По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку они направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Ярославского областного суда от 11 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу избирательного объединения Ярославское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------