ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 июня 2018 г. N 43-АПГ18-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сарычевой Надежды Николаевны о признании не действующим распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 30 января 2017 г. N 38-р "Об утверждении документации по планировке (проекта планировки и проекта межевания) территории, ограниченной с юга ул. 50 лет ВЛКСМ, с запада - ул. Фруктовой и линией ЛЭП 110 кВ, с севера - линией ЛЭП 110 кВ, с востока - руслом реки Подборенки в Октябрьском районе г. Ижевска" в части земельного участка с кадастровым номером <...>; возложении на Правительство Удмуртской Республики обязанности внести изменения в указанное распоряжение,
по апелляционной жалобе административного истца на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 13 марта 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Сарычевой Н.Н. по доверенности Шелемовой Г.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 30 января 2017 г. N 38-р (далее - Распоряжение N 38-р) утверждены проект планировки и проект межевания территории, ограниченной с юга ул. 50 лет ВЛКСМ, с запада - ул. Фруктовой и линией ЛЭП 110 кВ, с севера - линией ЛЭП 110 кВ, с востока - руслом реки Подборенки в Октябрьском районе г. Ижевска.
Сарычева Н.Н. обратилась в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных требований просила признать не действующим Распоряжение N 38-р в части принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <...>.
Кроме того, административный истец просила возложить обязанность на Правительство Удмуртской Республики устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем внесения изменений в Распоряжение N 38-р, исключив из документации по планировке (проекта планировки и проекта межевания) территорию в границах земельного участка с кадастровым номером <...>, исключив из территории данного земельного участка красные линии, либо путем приведения в соответствие указанной документации нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В обоснование заявленных требований указала, что согласно названным проекту планировки и проекту межевания территории данный земельный участок и расположенный на нем жилой дом с кадастровым номером <...> находятся в границах вновь образуемых земельных участков, городской улицы местного значения, автомобильной дороги, межквартальных разъездов при этом оспариваемый нормативный правовой акт не содержит сведений о включении принадлежащего ей земельного участка в число подлежащих изъятию земельных участков, информации о способе вновь формируемых земельных участках. Таким образом, по мнению административного истца, Распоряжение N 38-р в оспариваемой части способствует возникновению правовой неопределенности в отношении дальнейшей судьбы указанного земельного участка и расположенного на нем жилого дома, что нарушает ее права как собственника данных объектов недвижимости.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 13 марта 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Сарычева Н.Н., полагая, что суд рассмотрел дело не в соответствии с заявленными требованиями и неправильно применил нормы материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Правительство Удмуртской Республики представило возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Согласно части 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (части 1 и 4 статьи 41 ГрК РФ).
Органы местного самоуправления городского округа уполномочены утверждать документацию по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 4 части 3 статьи 8 ГрК РФ), а именно согласно части 5 статьи 45 ГрК РФ принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 ГрК РФ, с учетом особенностей, изложенных в части 5.1 ГрК РФ.
В соответствии со статьей 8.2 ГрК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные названным кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 4 части 1 статьи 2 Закона Удмуртской Республики от 28 ноября 2014 г. N 69-РЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, и органами государственной власти Удмуртской Республики" полномочия в области градостроительной деятельности органов местного самоуправления на территории Удмуртской Республики по принятию решений по подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки, проектов межевания территории) в поселении, городском округе на основании генеральных планов поселений, городских округов, правил землепользования и застройки поселений, городских округов (за исключением линейных объектов), а также по внесению в них изменений отнесены к полномочиям органов исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики.
Судом установлено, что оспариваемое распоряжение принято уполномоченным на дату его издания органом, в установленной форме, с соблюдением процедур, установленных статьями 45 - 46 ГрК РФ, официально опубликовано и по этим основанием не оспаривается.
Отклоняя доводы административного истца о недопустимости установления красных линий, утвержденных оспариваемыми проектом планировки и проектом межевания территории и отказывая в удовлетворении требований об исключении из документации по планировке красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером <...> суд первой инстанции обоснованно указал, что по смыслу части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование осуществляется в целях комплексного развития территории, исходя из совокупности различных факторов, и карты, входящие в состав документации по планировке, отображают не только фактическое, но и перспективное использование территории.
Вместе с тем Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части отсутствия необходимости указания информации об изъятии указанного земельного участка в оспариваемом нормативном правовом акте ввиду следующего.
Проект планировки территории подготавливается для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1 статьи 42 ГрК РФ).
Подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (часть 2 статьи 43 ГрК РФ).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.
В свою очередь, основная часть проекта межевания территории состоит из текстовой части и чертежей межевания (часть 4 статьи 43 ГрК РФ). Текстовая часть включает, в частности, перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 части 5 статьи 43 ГрК РФ). На последних отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений (пункты 2 - 3 части 6 статьи 43 ГрК РФ).
В соответствии с частью 12.4 статьи 45 ГрК РФ проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Пунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в частности, со строительством, реконструкцией таких объектов государственного или местного значения, как автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции указанных объектов допускается, если такие объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3 ЗК РФ).
По смыслу пункта 20 статьи 1, подпункта "б" пункта 1 части 5 статьи 23 ГрК РФ к объектам местного значения городского округа относятся автомобильные дороги местного значения.
Согласно части 11 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ), к которым относятся в том числе автомобильные дороги (пункт 10.1 статьи 1 ГрК РФ).
Территориями общего пользования беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).
Как усматривается из материалов дела, Сарычевой Н.Н. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <...> и расположенный на нем жилой дом с кадастровым номером <...>, находящиеся по адресу г. <...> и 1/2 доли в праве собственности на расположенный на данном земельном участке жилой дом.
Распоряжением N 38-р, принятым в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов местного значения и размещения линейных объектов, границ территорий общего пользования, утвержден проект планировки и проект межевания территории, ограниченной с юга ул. 50 лет ВЛКСМ, с запада - ул. Фруктовой и линией ЛЭП 110 кВ, с севера - линией ЛЭП 110 кВ, с востока - руслом реки Подборенки в Октябрьском районе г. Ижевска, который предусматривает образование несколько земельных участков из земельного участка с кадастровым номером <...> (пункты 59, 76 и 84 таблицы 6 документации по планировке территории) в том числе для целей размещения дороги местного значения.
С учетом изложенных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации отнесение части земельного участка истца к планируемым границам объекта местного значения и территории общего пользования свидетельствует о необходимости решения вопроса об изъятии такого земельного участка.
Между тем в нарушение приведенных норм федерального законодательства оспариваемые акты не содержат таких сведений. Также в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что в отношении оспариваемых проектов планировки территории проводилась процедура согласования с органом местного самоуправления, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в порядке, предусмотренном частью 12.4 статьи 45 ГрК РФ.
Суд первой инстанции не учел данные обстоятельства, имеющие существенное значение для административного дела, и пришел к неправомерному выводу о том, что Распоряжение N 38-р не противоречит актам большей юридической силы в той части, в которой не содержит сведений об изъятии земельного участка административного истца. Таким образом, имеются основания для частичной отмены решения суда, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и принятия нового решения.
С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", Судебная коллегия считает, что Распоряжение N 38-р подлежит признанию не действующим в той части, в которой в данном нормативном правовом акте не определено, подлежит ли земельный участок с кадастровым номером <...> резервированию и (или) изъятию для муниципальных нужд, согласованному с органами местного самоуправления, со дня вступления настоящего апелляционного определения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 13 марта 2018 г. отменить в части.
Признать не действующими с даты вступления в законную силу настоящего апелляционного определения распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 30 января 2017 г. N 38-р "Об утверждении документации по планировке (проекта планировки и проекта межевания) территории, ограниченной с юга ул. 50 лет ВЛКСМ, с запада - ул. Фруктовой и линией ЛЭП 110 кВ, с севера - линией ЛЭП 110 кВ, с востока - руслом реки Подборенки в Октябрьском районе г. Ижевска" в той мере, в которой в указанном нормативном правовом акте не определено, подлежит ли земельный участок с кадастровым номером <...> резервированию и (или) изъятию для муниципальных нужд, согласованному с органами местного самоуправления.
В остальной части оставить решение суда без изменения.
------------------------------------------------------------------