Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 27.04.2017 N 53-АПГ17-12

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 апреля 2017 г. N 53-АПГ17-12

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Канская ТЭЦ" о признании не действующим в части приказов региональной энергетической комиссии Красноярского края от 16 декабря 2015 г. N 520-п "Об установлении долгосрочных тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям муниципального унитарного предприятия "Канский Электросетьсбыт" и от 16 сентября 2015 г. N 36-о "Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах Красноярского края с численностью населения пятьсот тысяч человек и более"

по апелляционной жалобе акционерного общества "Канская ТЭЦ" на решение Красноярского краевого суда от 30 ноября 2016 г., которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя акционерного общества "Канская ТЭЦ" по доверенности Макшанкиной О.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Журавлевой Н.М., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

региональной энергетической комиссией Красноярского края (далее также - РЭК Красноярского края, Тарифный орган) 16 декабря 2015 г. принят приказ N 520-п "Об установлении долгосрочных тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям муниципального унитарного предприятия "Канский Электросетьсбыт" (далее - Приказ N 520-п).

Пунктом 1 Приказа N 520-п установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности муниципального унитарного предприятия "Канский Электросетьсбыт" (далее - МУП "КЭСС", Предприятие) на долгосрочный период регулирования 2016 - 2018 гг. для формирования тарифов на услуги по передаче тепловой энергии с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению N 1. Базовый уровень операционных расходов предприятия согласно названному приложению определен в размере 49 296,194 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 2 Приказа N 520-п для потребителей МУП "КЭСС" установлены одноставочный тариф на первое и второе полугодие 2016 г. согласно приложению N 2 в размере 991,51 руб./Гкал и 1026,21 руб./Гкал соответственно.

Тарифным органом также издан приказ от 16 сентября 2015 г. N 36-о "Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах Красноярского края с численностью населения пятьсот тысяч человек и более" (далее - Приказ N 36-о). В соответствии с пунктом 14 названного приказа нормативы технологических потерь МУП "КЭСС" при передаче теплоносителя (вода) установлены в размере 32 046,61 м3 и нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии в размере 22 391,00 Гкал.

Акционерное общество "Канская ТЭЦ" (далее - АО "Канская ТЭЦ", Общество) обратилось в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных исковых требований просило признать недействующими пункт 1 и приложение N 1 к Приказу N 520-п в части установления базового уровня операционных расходов, пункт 2 приложения N 2 в части размера тарифов для потребителей на 2016 г., а также строку 14 приложения к Приказу N 36-о.

Решением Красноярского краевого суда от 30 ноября 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования.

РЭК Красноярского края и прокуратура Красноярского края представили возражения на апелляционную жалобу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).

Оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя является регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которой расчеты производятся по ценам (тарифам), устанавливаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (подпункт "а" пункта 18 статьи 2, часть 3 статьи 7, пункт 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении). Названные органы также уполномочены утверждать нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, в городах федерального значения (подпункт 2 части 2 статьи 5 Закона о теплоснабжении).

До 1 января 2016 г. осуществляется поэтапный переход к регулированию тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоноситель на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов) (часть 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении).

Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования с учетом предложения регулируемой организации в соответствии с положениями пунктов 17, 54 и 55 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования), за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 19 Основ ценообразования.

Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, РЭК Красноярского края на основании заявления МУП "КЭСС" от 27 апреля 2015 г. открыло дело об установлении тарифов на услугу по передаче тепловой энергии на долгосрочный период регулирования 2016 - 2018 гг. методом индексации установленных тарифов. На основании заявления предприятия от 1 сентября 2015 г. тарифным органом подготовлено заключение от 7 сентября 2015 г. об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах Красноярского края с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, и принят Приказ N 36-о.

Оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом по процедуре, установленной Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Правила), в предусмотренной форме (пункты 1.1, 3.11, 3.14, 3.67 и 4.6 Положения о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 8 декабря 2008 г. N 216-п). Приказ N 520-п официально опубликован 16 декабря 2015 г. в газете "Наш Красноярский край", Приказ 36-о размещен 16 сентября 2015 г. на сайте РЭК Красноярского края (www.krasrec.ru).

АО "Канская ТЭЦ" по договору, заключенному с МУП "КЭСС", оплачивает услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, поставку тепловой энергии, теплоносителя (в целях компенсации потерь тепловой энергии, теплоносителя в тепловых сетях и энергетическом оборудовании) по тарифам, установленным Приказом N 520-п. Административный истец полагает, что РЭК Красноярского края допущены ошибки при определении необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) и объема технологических потерь МУП "КЭСС" на 2016 г., что привело к нарушению прав Общества на оплату услуг по передаче тепловой энергии по экономически обоснованным тарифам.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

При расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов НВВ регулируемой организации включает текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункт 71 Основ ценообразования). В состав текущих расходов входят операционные расходы (пункт 57 Основ ценообразования), базовый уровень которых устанавливается на первый год долгосрочного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования) методом экономически обоснованных расходов (пункт 37 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).

При расчете базового уровня операционных расходов учитываются в том числе расходы на сырье и материалы, ремонт основных средств, оплату труда, оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями (подпункты 1 - 4 пункта 37 Методических указаний). Согласно названному пункту Методических указаний при установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

При определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах, предусмотренных пунктом 28 Основ ценообразования. Между тем, если при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов отсутствуют нормативы по отдельным статьям расходов, то пунктом 31 Основ ценообразования допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности (пункт 40 Основ ценообразования), для определения которых в соответствии с пунктом 32, пунктом 2 приложения 3 к Методическими указаниями используется смета расходов.

Затраты МУП "КЭСС" по данной статье расходов определены Тарифным органом с использованием экспертных оценок, на основе данных за прошлые периоды регулирования деятельности Предприятия, что не противоречит пункту 31 Основ ценообразования и пункту 14 Правил. Затраты на ГСМ и спецодежду, как следует из экспертного заключения, в расчет тарифа не включались.

При определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями (пункт 41 Основ ценообразования), согласно которым в базовый уровень операционных расходов включаются расходы на ремонт основных средств, выполняемый подрядным способом, а те же расходы на ремонт основных средств, осуществляемый хозяйственным способом, включаются в соответствующие составляющие расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности (подпункт 5 пункта 37 Методических указаний).

В силу пункта 117 Методических указаний расходы на содержание, ремонт, эксплуатацию тепловых сетей включаются в необходимую валовую выручку регулируемой организации, учитываемую при расчете тарифа на услуги по передаче тепловой энергии. При этом в обоснование данных затрат предоставляется смета расходов (пункт 32, пункт 2 приложения 3 к Методическим указаниям).

В материалах дела имеются представленные Предприятием в обоснование по проведению ремонтных работ титульный список работ, план-график капитальных ремонтов тепловых сетей, дефектные ведомости, локальные сметы, приказы об утверждении нормативов периодичности ремонта трубопроводов и трубопроводной арматуры, которые учитывались Тарифным органом при утверждении размера затрат по данной статье расходов. Отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что Тарифным органом не исключены затраты Предприятия по договору на ремонт теплотрассы, поскольку разница между ценой договора и суммой, на которую сокращен размер затрат по данной статье расходов, и на которую указывает Общество, обусловлена учетом суммы НДС по данному договору.

Расходы на оплату труда определены Тарифным органом в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования, технические ошибки в экспертном заключении, на которые указывает податель апелляционной жалобы, существенным образом на размер НВВ не влияют. Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о повторном учете расходов на оплату труда в связи с тем, что Предприятием заключен договор на техническое обслуживание и текущий ремонт участка тепловых сетей, для ремонта и эксплуатации которого штатным расписанием МУП "КЭСС" предусмотрено 9 единиц рабочих. Из материалов дела усматривается, что обслуживание тепловых сетей обусловлено необходимостью привлечения как штатных единиц рабочих МУП "КЭСС", учтенных РЭК Красноярского края при установлении оспариваемых тарифов, так и по договору с ОАО "Гортепло".

Как следует из подпункта "а" пункта 44 Основ ценообразования, расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг). Затраты по данной статье расходов приняты Тарифным органом на основе имеющихся в материалах дела договоров, заключенных Предприятием на обслуживание тепловых сетей, подтверждающие плановые расходы МУП "КЭСС".

При установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии (часть 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении).

Одноставочный тариф на услуги по передаче тепловой энергии определяется как отношение необходимой валовой выручки от деятельности регулируемой организации по передаче тепловой энергии к суммарному объему отпуска тепловой энергии из сетей такой регулируемой организации (пункт 88 Основ ценообразования).

При установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются только в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 90 Основ ценообразования.

Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя установлен приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 г. N 325 (далее - Порядок). Как следует из заключения Тарифного органа по заявлению предприятия об утверждении нормативов потерь, имеющегося в материалах дела, расчеты, представленные МУП "КЭСС" в подтверждение заявленного объема нормативов технологических потерь на 2016 г. соответствуют требованиям Порядка.

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Красноярского краевого суда от 30 ноября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Канская ТЭЦ" без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления