Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 26.12.2016 N 83-АПГ16-15

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 декабря 2016 г. N 83-АПГ16-15

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Калининой Л.А. и Николаевой О.В.

при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Надеиной Л.В. и Кочегаровой Н.Л. на решение Брянского областного суда от 27 апреля 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Надеиной Л.В. об оспаривании отдельных норм постановления Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года N 34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в городе Брянске памятниками природы областного значения" (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 года N 3-77) и паспорта памятников природы, утвержденного указанным постановлением (в той же редакции).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

8 сентября 1994 года Брянской областной Думой издано постановление N 34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в городе Брянске памятниками природы областного значения".

Объявление природного комплекса Брянских балок памятниками природы произведено без изъятия земельных участков у собственников земли и землевладельцев (пункт 2 данного постановления).

Пунктом 3 указанного постановления утвержден паспорт памятника природы Брянские балки. В этом паспорте приведено описание границ памятников природы и их охранной зоны.

25 мая 1998 года Брянской областной Думой издано постановление N 2-460 "О внесении изменений и дополнений в постановление Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года N 34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские Балки) в городе Брянске памятниками природы областного значения", подпунктом 1.2 пункта 1 которого в паспорте памятника природы Брянские балки описание границ памятников природы и их охранной зоны дополнено полным перечнем улиц, входящих в территорию памятников природы и их охранную зону (приложение 1), с утверждением карты-схемы крупного масштаба (приложение 2), которые выполнены государственным проектно-изыскательским институтом "Брянскгипроводхоз".

28 февраля 2001 года Брянской областной Думой издано постановление N 3-77 "О признании утратившим силу постановления Брянской областной Думы от 28 мая 1998 года N 2-460 и о внесении изменений и дополнений в постановление Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года N 34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в городе Брянске памятниками природы областного значения". Данным постановлением утвержден план границ памятников природы областного значения "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в городе Брянске", их охранной зоны и зоны ограниченной эксплуатации. Этим же постановлением паспорт памятников природы дополнен указанием на площадь зоны ограниченной эксплуатации и установлен режим охраны для зоны ограниченной эксплуатации. На основании указанного постановления выполнены привязка к местности и вынос в натуру границ памятников природы, их охранной зоны и зоны ограниченной эксплуатации.

Надеина Л.В. обратилась в суд с административным иском о признании недействующими пункта 4 в части слов "и территории ограниченной эксплуатации", подпункта 5.1 пункта 5 в части слов "и зоны ограниченной эксплуатации", подпунктов 9.1 и 9.2 пункта 9 постановления Брянской областной Думы "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в городе Брянске памятниками природы областного значения" (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 года N 3-77), а также абзаца третьего раздела III и части 3 раздела IV паспорта памятников природы, утвержденного указанным постановлением (в той же редакции), как содержащих нормы о зоне ограниченной эксплуатации. Административный истец просила изложить пункт 4 и подпункт 5.1 пункта 5 оспариваемого постановления в предложенной ею редакции.

Также Надеина Л.В. просила обязать Брянскую областную Думу скорректировать план границ памятников природы областного значения "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в городе Брянске" и их охранной зоны, нанеся на план границу бровки шириной 15 метров от кромки оврагов на всем протяжении и внешнюю границу охранной зоны шириной 100 метров на всем протяжении; границу зоны ограниченной эксплуатации удалить с плана границ памятников природы; произвести расчет площади охранной зоны шириной 100 метров; отразить рассчитанную площадь бровки и охранной зоны в разделе III паспорта памятников природы.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылалась на противоречие оспариваемых норм пункту 10 статьи 2, пункту 1 статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", а также статье 3, пункту 1 статьи 52 и пункту 1 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". По мнению Надеиной Л.В., установление зоны ограниченной эксплуатации ни внутри охранной зоны, ни за ее пределами федеральным законодательством не предусматривалось, и не предусматривается в настоящее время.

Памятники природы Овраги Верхний и Нижний Судки (Брянские балки) представляют собой уникальный природный ландшафт, являются ландшафтно-рекреационной территорией, природной основой центра города Брянска и формируют систему открытого пространства Советского района города Брянска. Брянские балки представляют ценность с разных точек зрения: ландшафтной, водной, ботанической, экологической, научной, историко-культурной и по статусу отнесены к высшей форме комплексного памятника природы - ландшафтному.

Постановлением Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 года N 3-77 "О признании утратившим силу постановления Брянской областной Думы от 28 мая 1998 года N 2-460 и о внесении изменений и дополнений в постановление Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года N 34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в городе Брянске памятниками природы областного значения" установлена "зона ограниченной эксплуатации".

В разделе II паспорта памятников природы, утвержденного постановлением Брянской областной Думы "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в городе Брянске памятниками природы областного значения" (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 года N 3-77), приведено поуличное описание границ памятников природы и их охранной зоны, при этом описание границ территории зоны ограниченной эксплуатации отсутствует.

По мнению административного истца, внутри охранной зоны не может быть зоны ограниченной эксплуатации, поскольку зона ограниченной эксплуатации допускает хозяйственную деятельность, в том числе новое строительство, которая влечет за собой нарушение сохранности природного комплекса Брянские балки, а также ухудшение окружающей среды. В нескольких местах зона ограниченной эксплуатации установлена вместо охранной зоны.

Также Надеина Л.В. утверждает, что ширина охранной зоны памятников природы была необоснованно уменьшена со 100 метров до 50 метров, равно как необоснованно был изменен режим охраны памятников природы, не учтено наличие бровки оврагов шириной 15 метров; и что ширина охранной зоны и зоны ограниченной эксплуатации не определена, установлена только площадь, занимая памятниками природы, их охранной зоной и зоной ограниченной эксплуатации. Такая неопределенность, как полагает административный истец, приводит к произвольному размещению вновь строящихся многоэтажных объектов капитального строительства на территории памятников природы и их охранной зоне.

Надеина Л.В. проживает в непосредственной близости от развернувшейся массовой застройки многоэтажными зданиями в районе улиц Вильямса и Крахмелева города Брянска, где практически отсутствует охранная зона Нижнего Судка, так как она совпадает с зоной ограниченной эксплуатации.

Решением Брянского областного суда от 27 апреля 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Надеина Л.В. и заинтересованное лицо Кочегарова Н.Л. просят решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.

28 февраля 2001 года Брянской областной Думой издано постановление N 3-77 "О признании утратившим силу постановления Брянской областной Думы от 28 мая 1998 года N 2-460 и о внесении изменений и дополнений в постановление Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года N 34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в городе Брянске памятниками природы областного значения".

В подпунктах 2.4 и 2.5 пункта 2 постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 года N 3-77 пункты 4 и 5 постановления Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года N 34 изложены в новой редакции.

В подпункте 2.6 пункта 2 постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 года N 3-77 постановление Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года N 34 дополнено пунктами 6 - 11.

В подпункте 2.7 пункта 2 постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 года N 3-77 паспорт памятника природы Брянские балки изложен в новой редакции согласно приложению 1.

Пунктом 4 постановления Брянской областной Думы "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в городе Брянске памятниками природы областного значения" (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 года N 3-77) утвержден план границ памятников природы областного значения "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в городе Брянске", их охранной зоны и территории ограниченной эксплуатации (приложение 2).

Подпунктом 5.1 пункта 5 указанного постановления Брянской областной Думы (в той же редакции) администрации города Брянска рекомендовано поручить институту "Брянскгипроводхоз" до 1 июля 2001 года выполнить привязку к местности и вынос в натуру границ памятников природы, их охранной зоны и зоны ограниченной эксплуатации за счет средств, ранее выделенных институту "Брянскгипроводхоз" на выполнение этих видов работ.

Подпунктом 9.1 пункта 9 данного постановления Брянской областной Думы (в той же редакции) администрации города Брянска рекомендовано при принятии решения о предварительном выборе участка на территории ограниченной эксплуатации в пределах границ охранной зоны памятников природы для осуществления какой-либо хозяйственной деятельности предусматривать обязательное выполнение заказчиком (должностными лицами, гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями) за счет собственных средств и до начала реализации хозяйственной деятельности работ по благоустройству участка природоохранной территории, включая склон и днище балок, в районе намечаемой хозяйственной деятельности по специально разработанному проекту и в соответствии с условиями, согласованными специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды.

Подпунктом 9.2 пункта 9 этого же постановления Брянской областной Думы (в той же редакции) администрации города Брянска рекомендовано при принятии решения о предварительном выборе участка в пределах территории ограниченной эксплуатации для осуществления какой-либо хозяйственной деятельности информировать об этом орган государственной власти Брянской области, принявший решение о создании данных памятников природы.

Согласно паспорту памятника природы Брянские балки, утвержденному оспариваемым постановлением Брянской областной Думы (в первоначальной редакции и редакции постановления Брянской областной Думы от 28 мая 1998 года N 2-460), ширина бровки памятников природы Овраги Верхний и Нижний Судки составляет 15 метров на всем протяжении, ширина их охранной зоны - 100 метров на всем протяжении; площадь, занимаемая Брянскими балками и бровками, составляет около 150 га, площадь охранной зоны - около 30 га.

В указанном паспорте для памятников природы установлен режим охраны. В частности, на территории памятников природы запрещены отводы земель под все виды нового строительства, в охранной зоне запрещается строительство новых сооружений, в том числе гаражей. Согласно генеральному плану города Брянска, утвержденному решением областной администрации от 25 апреля 1994 года N 31, территории застройки, расположенные в оврагах, объявляются зоной особого строительного режима с запрещением нового жилищного строительства и достройки, с постепенным по мере амортизации выморачиванием жилья и расселением жителей на экологически благоприятных территориях.

Согласно условным обозначениям к плану границ памятников природы областного значения "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в городе Брянске", их охранной зоны и территории ограниченной эксплуатации, утвержденному постановлением Брянской областной Думы "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в городе Брянске памятниками природы областного значения" (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 года N 3-77), граница охранной зоны составляет 50 метров.

В разделе III паспорта памятников природы, утвержденного постановлением Брянской областной Думы "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в городе Брянске памятниками природы областного значения" (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 года N 3-77), закреплена площадь, занимаемая памятниками природы (раздельно):

согласно абзацу первому данного раздела паспорта площадь, занимаемая памятниками природы, - 197,75 га (Нижний Судок - 103,23 га, Верхний Судок - 94,52 га);

согласно абзацу второму указанного раздела паспорта охранная зона - 113,6 га (Нижний Судок - 53,35 га, Верхний Судок - 60,25 га);

согласно абзацу третьему этого же раздела паспорта зона ограниченной эксплуатации - 17,84 га (Нижний Судок - 4,07 га, Верхний Судок - 13,77 га).

В разделе IV вышеназванного паспорта памятников природы закреплен режим охраны, установленный для памятников природы и их охранных зон: в части 1 данного раздела паспорта - для территории памятников природы, в части 2 указанного раздела паспорта - для территории охранной зоны памятников природы, в части 3 этого же раздела паспорта - для территории зоны ограниченной эксплуатации.

Согласно части 2 раздела IV этого же паспорта памятников природы на территории охранной зоны запрещены: отвод земель под все виды строительства (исключая достройку, реконструкцию, капитальный ремонт жилых помещений и хозяйственных построек в пределах частных домовладений) (пункт 2.1); рубка зеленых насаждений, кроме санитарных и находящихся в пределах частных землевладений плодово-ягодных культур (пункт 2.2); уничтожение и повреждение растительного покрова за пределами территории частных землевладений (пункт 2.3); заготовка сока, нанесение иных повреждений древесным насаждениям за пределами частных землевладений (пункт 2.4); организация несанкционированных свалок и вынос мусора не на специально отведенные для этого места (пункт 2.5); ограничиваются земляные работы, принимаются меры по улучшению питания транзитных подземных водотоков (2.6). Согласно генеральному плану застройки города Брянска, утвержденному решением коллегии областной администрации 25 апреля 1994 года, территории застройки, расположенные в оврагах, объявляются зоной особого строительного режима с запрещением нового жилищного строительства и достройки с постепенным по мере амортизации выморачиванием жилья и расселением жителей на экологически благоприятных территориях.

Согласно пункту 3.1 части 3 раздела IV этого же паспорта памятников природы на территории зоны ограниченной эксплуатации, находящейся в пределах охранной зоны памятников природы, допускается хозяйственная деятельность, включая новое строительство, при соблюдении следующих условий: обязательное проведение процедуры оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на экосистему Брянских балок (ОВОС) с участием представителей органа государственной власти Брянской области, принявшего решение о создании памятника природы, специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды с учетом социальной значимости данной хозяйственной деятельности (подпункт 3.1.1); наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы по проекту намечаемой хозяйственной деятельности (подпункт 3.1.2); обязательное выполнение заказчиком (должностными лицами, гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями) за счет собственных средств работ по благоустройству участка прилегающей природоохранной территории (включая склон и дно балки) в районе намечаемой хозяйственной деятельности по специально разработанному проекту в соответствии с условиями, согласованными специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды (подпункт 3.1.3). При невыполнении хотя бы одного из перечисленных условий органом государственной власти Брянской области, принявшим решение об организации памятников природы, принимаются меры по запрещению данной хозяйственной деятельности.

Согласно пункту 3.2 части 3 раздела IV паспорта памятников природы, утвержденного постановлением Брянской областной Думы "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в городе Брянске памятниками природы областного значения" (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 года N 3-77), на территории зоны ограниченной эксплуатации, находящейся за пределами охранной зоны памятников природы, запрещается любая хозяйственная деятельность, включая новое строительство, без соблюдения строгих природоохранных и противоэрозионных мер.

При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции, исходя из того, что оспариваемая зона ограниченной эксплуатации установлена с учетом государственной экологической экспертизы и с соблюдением требований федерального и регионального природоохранного законодательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного иска Надеиной Л.В.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводом суда первой инстанции согласна.

В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации закреплено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 9 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 года N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (действующего на момент издания оспариваемого постановления Брянской областной Думы) к ведению областей в области охраны окружающей природной среды относилась организация особо охраняемых природных территорий.

Пунктами 2 и 3 статьи 64 указанного закона РСФСР было предусмотрено, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы решениями областей с представлением специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей природной среды. Природные объекты и комплексы, объявленные памятниками природы, полностью изымаются из хозяйственного использования. Запрещается любая деятельность, причиняющая вред памятнику природы и окружающей его природной среде или ухудшающая его состояние и охрану.

Исходя из положений статьи 29 Положения о Брянской областной Думе, утвержденного постановлением Брянской областной Думы от 30 июня 1994 года N 23, Дума в пределах своей компетенции объявляет природные и иные объекты, находящиеся на территории области, охраняемыми памятниками, устанавливает порядок их охраны и использования.

Согласно преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

В соответствии с пунктами 3, 6 и 7 статьи 2 указанного федерального закона в редакции, действующей на момент издания оспариваемых по настоящему делу норм, особо охраняемые природные территории могут иметь региональное значение. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Пунктом 3 статьи 26, пунктами 1 и 2 статьи 27 этого же федерального закона в той же редакции было предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Как следует из постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 года N 3-77, в ходе ряда судебных разбирательств по поводу нарушения администрацией города Брянска установленного режима охраны и использования территории памятников природы Овраги Верхний и Нижний Судки возникла необходимость привлечения специалистов географического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова для уточнения границ памятников природы и их охранной зоны.

Отчет о результатах проделанной работы, представленный географическим факультетом Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, наряду с двумя другими вариантами плана границ памятников природы и их охранной зоны, разработанными институтами "Брянскгипроводхоз" и "Брянскгражданпроект", подвергся процедуре государственной экологической экспертизы и получил ее положительное заключение.

Согласно указанному отчету на основании произведенных расчетов на карту, представленную заказчиком, вынесены границы охранной зоны памятников природы Овраги Верхний и Нижний Судки. На карту вынесены границы самих памятников природы, в пределах которых невозможно производство строительных или иных работ, влекущих за собой изменение естественного состояния памятников природы и способствующих невозвратимым процессам, разрушающим памятники природы; охранная зона 50 метров вне памятников природы, в пределах которой возможно только проведение мероприятий, направленных на сохранение неприкосновенности памятников природы; зона ограниченной эксплуатации, где возможно строительство с применением строгих противоэрозионных мер.

Приказом Государственного комитета по охране окружающей среды Брянской области от 27 июня 2000 года N 277 утверждено заключение государственной экологической экспертизы.

Согласно данному заключению экспертная комиссия рассмотрела проектные материалы по установлению границ охранной зоны памятников природы Овраги Верхний и Нижний Судки и рекомендовала внести изменения в утвержденное постановлением Брянской областной Думы от 28 мая 1998 года N 2-460 описание границ памятников природы и их охранной зоны, приняв за основу вариант, разработанный научно-исследовательской лабораторией эрозии почв и русловых процессов имени Н.И. Маккавеева географического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, выполненный на основании расчетов развития прогнозной длины овражных форм, с внесенной на карту охранной зоной, принятой за 50 метров, с процентом обеспеченности, равным 3. Также рекомендовано дополнить охранную зону зоной ограниченной эксплуатации, предложенной учеными университета, где возможно строительство с применением строгих противоэрозионных мер в сочетании с обязательными требованиями природоохранного обустройства прибровочной территории.

На основании заключения государственной экологической экспертизы проектных материалов по установлению границ охранной зоны памятников природы Овраги Верхний и Нижний Судки Брянская областная Дума постановлением от 28 февраля 2001 года N 3-77 внесла в постановление от 8 сентября 1994 года N 34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в городе Брянске памятниками природы областного значения" оспариваемые Надеиной Л.В. изменения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в редакции, действующей на момент проведения вышеназванной экологической экспертизы) экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Статьей 3 этого же федерального закона закреплено, что экологическая экспертиза основывается на принципах презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы; научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Помимо государственной экологической экспертизы в Российской Федерации осуществляется общественная экологическая экспертиза (статья 4 Федерального закона "Об экологической экспертизе").

Таким образом, границы охранной зоны и зоны ограниченной эксплуатации в паспорте памятников природы Овраги Верхний и Нижний Судки (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 года N 3-77) Брянской областной Думой не были установлены произвольно. Представленные суду первой инстанции письменные доказательства позволили суду сделать правильный вывод о научной обоснованности установления зоны ограниченной эксплуатации памятников природы Овраги Верхний и Нижний Судки.

Как видно из материалов административного дела, другого заключения экологической экспертизы, опровергающего выводы вышеназванного заключения, суду первой инстанции представлено не было.

Вопреки доводам апелляционной жалобы Надеиной Л.В. и Кочегаровой Н.Л., к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации помимо установления границ самого памятника природы относится и создание охранных зон на прилегающих к нему участках земли. На территории, в границах которой находится сам памятник природы, и на территориях этого памятника природы, в границах которых созданы охранные зоны, органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют режимы особой охраны данных территорий (участков земли). Следует также отметить, что при этом субъекты Российской Федерации распоряжаются памятником природы, являющимся их собственностью и находящимся в их ведении.

По настоящему административному делу на прилегающих к памятникам природы Овраги Верхний и Нижний Судки участках земли Брянской областной Думой созданы охранные зоны, в том числе зона ограниченной эксплуатации, на которой, так же как и на других территориях (участках земли) памятников природы, определен режим особой охраны, запрещающий всякую деятельность, влекущую за собой нарушение сохранности памятников природы.

При этом режим особой охраны территории зоны ограниченной эксплуатации памятников природы Овраги Верхний и Нижний Судки предусматривает различные условия для возможности осуществления хозяйственной деятельности в случаях нахождения территории зоны ограниченной эксплуатации в пределах охранной зоны либо за пределами охранной зоны памятников природы. Тем не менее указанные условия не допускают деятельность, которая может повлечь нарушение сохранности памятников природы Овраги Верхний и Нижний Судки. Так, в случае нахождения территории зоны ограниченной эксплуатации в пределах охранной зоны при невыполнении хотя бы одного из установленных условий органом государственной власти Брянской области, принявшим решение об организации памятников природы, принимаются меры по запрещению данной хозяйственной деятельности, а в случае нахождения территории зоны ограниченной эксплуатации за пределами охранной зоны запрещается любая хозяйственная деятельность, включая новое строительство, без соблюдения строгих природоохранных и противоэрозионных мер.

Как указывалось выше, возможность строительства в границах зоны ограниченной эксплуатации памятников природы Овраги Верхний и Нижний Судки при соблюдении строгих противоэрозионных мер научно обоснована и предусмотрена государственной экологической экспертизой.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены данного решения суда по доводам апелляционной жалобы Надеиной Л.В. и Кочегаровой Н.Л., основанным на неверном толковании норм материального права, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Брянского областного суда от 27 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Надеиной Л.В. и Кочегаровой Н.Л. - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления