ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 26 сентября 2018 г. N 44-АПГ18-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Полигон ТБО" о признании не действующим в части постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 29 ноября 2017 г. N 9-о "О тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов муниципального унитарного предприятия "Полигон твердых бытовых отходов" (Чусовской район)", по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия "Полигон твердых бытовых отходов" на решение Пермского краевого суда от 10 мая 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Региональной службы по тарифам Пермского края по доверенности Истоминой Н.И., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Региональная служба по тарифам Пермского края (далее также - РСТ Пермского края, Служба, регулирующий орган) приняла постановление от 29 ноября 2017 г. N 9-о (далее - Постановление N 9-о) пунктом 1 которого утвердила производственную программу Муниципального унитарного предприятия "Полигон твердых бытовых отходов" (далее - МУП "Полигон ТБО", Предприятие) в сфере захоронения твердых коммунальных отходов (приложение 1). Пунктом 2 Постановления N 9-о установлены соответствующие производственной программе тарифы на 2018 г. (приложение 2).
Согласно сноске к таблице, содержащейся в приложении 2 к Постановлению N 9-о, плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов взимается дополнительно, в соответствии с разделом III ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах".
Предприятие обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных требований просило признать недействующим пункт 2 Постановления N 9-о в той мере, в которой в тариф не включены расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, либо признать незаконной сноску к приложению 2 к оспариваемому нормативному правовому акту.
МУП "Полигон ТБО" полагает, что регулирующий орган необоснованно не учел в оспариваемых тарифах затраты Предприятия по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за организации (предприятия), отходы от деятельности которых размещаются на полигоне.
Решением Пермского краевого суда от 10 мая 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе МУП "ТБО", ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокуратурой Пермского края и Региональной службой по тарифам Пермского края представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Захоронение твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные тарифы (статья 6, пункты 1 и 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Порядок утверждения тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Законом N 89-ФЗ, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484.
Как установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа (пункты 1.1, 3.8.16.1, 5.2.12 и 5.5 Положения о Региональной службе по тарифам Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 5 августа 2013 г. N 1057-п) и официально опубликован 4 декабря 2017 г. в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 48 в соответствии с пунктом 4 Указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 г. N 37.
МУП "Полигон ТБО", являясь оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, обратился в РСТ Пермского края с заявлением об установлении тарифов на размещение твердых коммунальных отходов для предприятий, вносящих плату за негативное воздействие на окружающую среду, и для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, освобожденных от такой платы.
Служба методом экономически обоснованных расходов (затрат) установила тариф на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018 г. с разбивкой по полугодиям, при этом плата за негативное воздействие на окружающую среду, согласно сноске к приложению 2 к Постановлению N 9-о, взимается отдельно, не в составе тарифа. В то же время согласно расчетам регулирующего органа, приложенным к выписке из протокола заседания правления РСТ Пермского края, среди прочих расходов учтена плата за негативное воздействие на окружающую среду согласно расчету Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в размере 88,598 тыс. руб. Как усматривается из материалов тарифного дела, регулирующий орган учел затраты на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду от собственной деятельности полигона и отклонил заявленные Предприятием расходы на внесение данной платы за предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах IV категории и для предприятий, не подлежащих постановке на государственный учет.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что МУП "Полигон ТБО" в нарушение требований пункта 29 Основ ценообразования в обоснование оспариваемых затрат не представил документы, подтверждающие установленные нормативы и (или) лимиты для организаций (предприятий), у которых образовались отходы.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда ввиду следующего.
Согласно пункту 6 статьи 24.9 Закона N 89-ФЗ тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.
Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном Основами ценообразования (пункт 9 статьи 23 Закона N 89-ФЗ).
Тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, которая определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности (пункты 16 и 18 Основ ценообразования).
Орган регулирования проводит экспертизу предложения организации об установлении тарифов и приложенных документов, в частности расчета расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, и указывает в экспертном заключении обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых из расчета тарифов исключаются экономически не обоснованные расходы, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов (подпункт "е" пункта 8, пункт 17, подпункт "г" пункта 18 Правил регулирования тарифов).
В соответствии с подпунктом "л" пункта 29 Основ ценообразования в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта (далее - редакция от 31 марта 2018 г.), при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) в необходимую валовую выручку, регулируемой организации включаются планируемые расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой определяется исходя из того, что размещение твердых коммунальных отходов осуществляется в пределах установленных нормативов и (или) лимитов.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается в том числе за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (пункт 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных названной статьей, и суммирования полученных величин (пункт 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Как следует из пунктов 1, 2 и 4 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ, платежной базой для исчисления названной платы является масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления, которая определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля с учетом лимитов на размещение отходов производства и потребления и их превышения.
Предусмотренные пунктом 2 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления установлены по классу их опасности постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. N 913.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством (пункт 1 статьи 24 Закона N 7-ФЗ). Лимит на размещение отходов представляет предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
Обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами (пункт 2 статьи 11 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с Разделом 3.1 "Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов" декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3, который заполняется региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по их размещению, расчет названной платы операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами не предусматривает применение лимита на размещение отходов.
Исходя из изложенных нормативных положений региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами не освобождаются от обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов других организаций и индивидуальных предпринимателей.
Судебная коллегия также полагает необходимым отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 758 из подпункта "л" пункта 29 Основ ценообразования исключено условие о необходимости учитывать расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов исходя из нормативов и (или) лимитов. Кроме того, Основы ценообразования дополнены пунктом 43(1), согласно которому расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов определяются исходя из установленных Правительством Российской Федерации ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом применяемых к ним коэффициентов и расчетного объема и (или) массы размещения твердых коммунальных отходов по классам опасности. Согласно пункту 4 данного постановления Правительства Российской Федерации оно применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2018 г.
В материалах тарифного дела МУП "Полигон ТБО" представлен расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления с указанием значений, необходимых для определения размера такой платы. Вместе с тем РСТ Пермского края ни в экспертном заключении, ни в протоколе заседания коллегиального органа Службы в нарушение требований подпункта "г" пункта 18 Правил регулирования тарифов не дала оценку данному расчету, не указала как сам факт исключения оспариваемых затрат, так и причины такого решения. Кроме того, само по себе установление тарифа для регулируемой организации с отражением в примечании к нему порядка взимания части заявленных, но не учтенных Предприятием затрат не может быть признано отвечающим требованиям определенности правовой нормы и ее единообразному пониманию, что в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации является достаточным основанием для признания оспариваемой нормы не соответствующей законодательству (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2011 г. N 29-П).
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, что согласно статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь положениями пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и принимая во внимание разъяснения пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", а также учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченное действие во времени, Судебная коллегия полагает, что пункт N 2 к Постановлению N 9-о подлежит признанию не действующим с даты принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Пермского краевого суда от 10 мая 2018 г. отменить.
Признать не действующим с даты принятия пункт 2 постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 29 ноября 2017 г. N 9-о "О тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов муниципального унитарного предприятия "Полигон твердых бытовых отходов" (Чусовской район)".
Возложить на Региональную службу по тарифам Пермского края обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий постановление от 29 ноября 2017 г. N 9-о в отмененной части.
------------------------------------------------------------------