Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 26.04.2017 N 46-АПГ17-12

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 апреля 2017 г. N 46-АПГ17-12

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Горчаковой Е.В.и Калининой Л.А.

при секретаре Костереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующими отдельных положений Порядка ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 19 августа 2014 года N 499, по апелляционной жалобе Правительства Самарской области на решение Самарского областного суда от 17 января 2017 года об удовлетворении требований.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Правительства Самарской области Рузанова Д.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя заместителя Самарского межрайонного природоохранного прокурора Антонова Д.В., полагавшего решение законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

пунктом 2.1 Порядка ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 19 августа 2014 года N 499 (далее - Порядок), определено, что организация проведения на территории Самарской области мероприятий по ликвидации неиспользуемых скотомогильников для целей, указанных в пункте 1.2 названного Порядка, осуществляется департаментом ветеринарии Самарской области (далее - Департамент) и государственными бюджетными учреждениями ветеринарии, подведомственными Департаменту (далее - ГБУ СО). Источником финансирования указанных расходов будут являться средства бюджетных учреждений от приносящей доход деятельности.

Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в суд (с учетом уточненных требований) с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 2.1 Порядка в части установления в качестве источника финансирования мероприятий по ликвидации неиспользуемых скотомогильников средства бюджетных учреждений от приносящей доход деятельности, мотивируя тем, что оспариваемое предписание противоречит положениям статьи 26.2, пункту 49 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также требованиям статьи 123.21, части 3 статьи 123.22, части 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По мнению административного истца, возложение на бюджетные учреждения обязанности нести расходные обязательства субъекта Российской Федерации является незаконным.

Решением Самарского областного суда от 17 января 2017 года административный иск прокурора удовлетворен.

В апелляционной жалобе Правительство Самарской области просит отменить судебный акт ввиду неправильного применения норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заместителем Самарского межрайонного природоохранного прокурора представлены возражения.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и представленные на нее возражения, Судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые положения пункта 2.1 Порядка противоречат требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу.

При этом суд правомерно исходил из того, что в силу федерального законодательства деятельность по ликвидации скотомогильников является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, Правительство Самарской области не имеет полномочий по распоряжению денежными средствами бюджетных учреждений, являющимися их доходом.

Выводы суда согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

В соответствии с пунктом 49 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Проанализировав приведенные законоположения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что деятельность по ликвидации скотомогильников на территории Самарской области является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Поскольку оспариваемая региональная правовая норма касается бюджетных организаций, суд первой инстанции, признавая ее недействующей, правомерно в обоснование своей позиции сослался на положения статей 123.21, части 3 статьи 123.22, части 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие на федеральном уровне порядок создания и деятельности бюджетных организаций и содержащие предписания о том, что средства, полученные от приносящей доход деятельности государственных и муниципальных учреждений, и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Сопоставив содержание пункта 2.1 с предписаниями федерального законодательства, суд первой инстанции правильно констатировал, что Правительство Самарской области, установив в качестве источника финансирования мероприятий по ликвидации неиспользуемых скотомогильников только средства бюджетных учреждений от приносящей доход деятельности, фактически устанавливает правовым актом субъекта Российской Федерации порядок расходования таких средств, что не соответствует положениям федерального законодательства, в силу которого Правительство Самарской области не имеет полномочий по распоряжению доходами бюджетных учреждений от их деятельности, а также исключил финансовое участие субъекта Российской Федерации в названных мероприятиях.

Обоснованно суд первой инстанции признал несостоятельными утверждения административного ответчика, ссылающегося на отсутствие в бюджетном законодательстве запрета привлечения внебюджетных средств, о возможности участия государственных бюджетных учреждений области с их согласия в финансировании деятельности, направленной на создание благоприятной окружающей среды, так как приведенные доводы не свидетельствуют о соответствии пункта 2.1 Порядка в оспариваемой части имеющему большую силу законодательству, тем более, что порядок финансирования названных в норме расходов носит безальтернативный характер.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права, аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой дана надлежащая правовая оценка, следовательно, не могут повлечь отмену законного решения суда.

С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Самарского областного суда от 17 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Самарской области - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления