Законодательство РФ

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 26.03.2018 N АПЛ18-158

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 марта 2018 г. N АПЛ18-158

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю., Горчаковой Е.В.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Н. об оспаривании постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 116/948-7 "О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации"

по апелляционной жалобе Н. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 марта 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., возражения против доводов апелляционной жалобы представителей Центральной избирательной комиссии Российской Федерации С. и В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной,

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

в соответствии с пунктом 19 статьи 28, пунктом 3 статьи 60 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме), пунктами 2 - 4.1 статьи 64 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Закон о выборах Президента Российской Федерации) постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее также - ЦИК России) от 20 декабря 2017 г. принято постановление N 116/948-7 "О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации" (далее - Постановление), которое официально опубликовано в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" N 1, 2018 г.

Постановлением установлены: размер компенсации членам избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий, участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации (приложение N 1); размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, члену территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации (приложение N 2); размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном на судне, которое в день голосования будет находиться в плавании, за работу по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации (приложение N 3) и утвержден Порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации (приложение N 4).

Пункт 2 Постановления предусматривает, что размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, члену территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации устанавливается в соответствии с приложением N 2 к Постановлению.

Адвокат Н., являющийся членом Избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса, работающий не на постоянной (штатной) основе, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании незаконным Постановления и принятии нового правового акта ЦИК России по рассматриваемому вопросу, в котором, как полагает административный истец, необходимо установить в прямой зависимости размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, от размеров заработной платы членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 2 марта 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления Н. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на его незаконность, полагая его вынесенным с грубым нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение, удовлетворив заявленное им требование.

Н. в судебное заседание Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения не находит.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 21 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме ЦИК России является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной данным федеральным законом, иными федеральными законами, состоит из 15 членов.

ЦИК России при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, организует подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, руководит деятельностью избирательных комиссий (подпункт 1 статьи 19 Закона о выборах Президента Российской Федерации).

В силу пункта 19 статьи 28 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме избирательные комиссии могут привлекать граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, а также с обеспечением полномочий комиссий, по гражданско-правовым договорам.

В соответствии с пунктом 17 статьи 29 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме, пунктом 3 статьи 64 Закона о выборах Президента Российской Федерации члену избирательной комиссии с правом решающего голоса производится дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации. За членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на указанный период, сохраняется основное место работы (должность), ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются ЦИК России за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации.

Оплата труда членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, работников аппарата избирательной комиссии производится в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации в порядке и размерах, устанавливаемых ЦИК России (пункт 4 статьи 64 Закона о выборах Президента Российской Федерации).

20 декабря 2017 г. в заседании ЦИК России, на котором было принято оспариваемое постановление, участвовали 14 из 15 членов ЦИК России с правом решающего голоса; Постановление принято единогласно.

Согласно пункту 11 статьи 28 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме заседание ЦИК России является правомочным, если на нем присутствует не менее десяти членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса. Заседание иной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Статьей 44 Регламента Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утвержденного постановлением ЦИК России от 28 июня 1995 г. N 7/46-II, установлено, что принимаемые решения оформляются постановлениями или выписками из протокола заседания ЦИК России.

С учетом изложенного выше суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правильно исходил из того, что Постановление принято правомочным составом во исполнение требований федерального закона, в пределах полномочий ЦИК России, в надлежащей форме, с соблюдением предусмотренной законом процедуры его принятия.

В соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случае, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Н., как следует из административного искового заявления и апелляционной жалобы, выражает несогласие с Постановлением по мотиву неравной оплаты за работу между членами областной избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающими в этом государственном органе субъекта Российской Федерации на постоянной (штатной) основе, и членами комиссии, работающими не на постоянной (штатной) основе.

Ссылаясь на незаконность Постановления, административный истец полагает необходимым установить размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, в прямой зависимости от размера заработной платы членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд пришел к правильному выводу о том, что федеральный законодатель отнес вопросы определения размера компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательной комиссии с правом решающего голоса к полномочиям ЦИК России; каким-либо нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в рассматриваемой сфере и имеющим большую юридическую силу, Постановление не противоречит.

На основании части 2 статьи 165 Трудового кодекса Российской Федерации органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ни Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме, ни Закон о выборах Президента Российской Федерации, определяя различные гарантии и компенсации, в том числе для членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с правом решающего голоса, работающих в комиссии не на постоянной (штатной) основе, включая дополнительную оплату труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, компенсацию за период, в течение которого такой член комиссии был освобожден от основной работы, не предусматривают оплату подобной деятельности в размере оплаты труда членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе и занимающих соответствующие должности государственной службы субъекта Российской Федерации.

Определяя статус членов избирательной комиссии, Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме для члена комиссии, осуществляющего полномочия на постоянной (штатной) основе, устанавливает ряд дополнительных ограничений, в том числе запрет на занятие определенными видами оплачиваемой деятельности (пункты 15, 15.1 статьи 29).

Доводы административного истца о нарушении его конституционного права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, закрепленного частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации (аналогичные доводы повторяет в апелляционной жалобе), судом первой инстанции проверялись и своего подтверждения не нашли, правильно были признаны несостоятельными, поскольку реализация данного положения Конституции Российской Федерации не исключает возможности законодательного определения дифференцированного порядка выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат различным категориям граждан в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации.

Как следует из оспариваемого постановления, размер компенсации за период, в течение которого член избирательной комиссии был освобожден от основной работы, и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) не является произвольным, а учитывает такие факторы, как: количество отработанных дней; размер средней заработной платы члена избирательной комиссии, исчисленной за фактически отработанное время за 12 календарных месяцев, предшествующих освобождению от основной работы; определение размера оплаты за один час работы в зависимости от числа избирателей в соответствующем субъекте и уровня избирательной комиссии; раздельный учет количества часов, отработанных членом комиссии в будние дни (в период с 6.00 до 22.00), в ночное время (с 22.00 до 6.00), субботние и воскресные дни (в том числе в день голосования), нерабочие праздничные дни; наличие районных коэффициентов к заработной плате работников федеральных учреждений бюджетной сферы за работу в высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями.

Утверждение апелляционной жалобы о необоснованности решения суда первой инстанции не соответствует действительности, противоречит содержанию обжалуемого судебного решения, в котором приведены мотивированные выводы об отсутствии правовых оснований для вывода о том, что выплаты в оспоренном постановлении установлены незаконно или необоснованно.

То обстоятельство, что суд первой инстанции не истребовал из Избирательной комиссии Смоленской области сведения о размере заработной платы члена Избирательной комиссии Смоленской области, работающего на постоянной (штатной) основе, за декабрь 2017 г., январь и февраль 2018 г., о чем просил Н. в административном исковом заявлении, не может свидетельствовать о неправомерности обжалованного решения суда, которым разрешался вопрос о законности Постановления, а не об обоснованности установления конкретного размера выплаты в том числе лицу, выполняющему государственные или общественные обязанности, не связанные с основной трудовой деятельностью.

Кроме того, как следует из протокола судебного заседания, Н., участвующий в рассмотрении дела, такого ходатайства в суде первой инстанции не заявлял.

Оснований, предусмотренных законом для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Н. - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Е.В.ГОРЧАКОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления