ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 25 мая 2017 г. N 4-АПГ17-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газстрой люкс" об оспаривании Закона Московской области от 7 июня 1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области"
по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского областного суда от 1 февраля 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Газстрой люкс" по доверенности и ордеру Поротиковой А.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Министерства финансов Московской области Андриановой В.С., представителя Губернатора Московской области Перьминовой А.М., представителя Министерства имущественных отношений Московской области Кругловой М.С., представителя Московской областной Думы Бабкиной С.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гашуниной Н.А., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
приложением к Закону Московской области от 7 июня 1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон 23/96-ОЗ) установлены коэффициенты, учитывающие вид разрешенного использования земельного участка, которые используются в формуле расчета арендной платы в том числе за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 16 названного приложения в действующей редакции размер коэффициента "Кд" для земельных участков, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение автозаправочной станции, базы горюче-смазочных материалов, объектов оптовой торговли твердым, жидким и газообразным топливом и смежной продукцией, установлен равным шести.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром Люкс" (далее - ООО "Газпром Люкс", общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании недействующим пункта 16 приложения к Закону 23/96-ОЗ в действующей редакции, предусматривающего коэффициент "Кд" = 6 "для розничной торговли газообразным топливом" со дня его принятия.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что коэффициент в оспариваемом размере установлен без учета принципа экономической обоснованности арендной платы, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), нарушает права общества как арендатора земельного участка.
Решением Московского областного суда от 1 февраля 2017 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель общества, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Губернатор Московской области, прокуратура Московской области представили возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действовавшего на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Закон 23/96-ОЗ с последующими изменениями принят уполномоченным органом в установленной форме, подписан высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и официально опубликован.
Административный истец владеет земельным участком из земель, государственная собственность на которые не разграничена, с кадастровым номером 50:51:0010106:36, расположенного по адресу: Московская область, г. Краснознаменск, в районе 43 км Минского шоссе. Данный земельный участок предоставлен ООО "Газпром Люкс" по договору аренды от 13 сентября 2013 г. N 26 для размещения автомобильной газовой заправочной станции, что согласно имеющемуся в материалах дела кадастровому паспорту земельного участка соответствует его разрешенному использованию. На указанном земельном участке расположена принадлежащая обществу автомобильная газовая заправочная станция, ведется розничная торговля газообразным топливом. Платежи за пользование земельным участком вносятся в соответствии с расчетом арендной платы, который производится по формуле, предусмотренной статьей 14 Закона 23/96-ОЗ. Коэффициент Кд является множителем в указанной формуле, обеспечивает учет вида разрешенного использования земельного участка, и его размер непосредственно влияет на итоговую величину арендной платы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно принципу экономической обоснованности, закрепленному в Постановлении N 582, размер арендной платы за указанный земельный участок устанавливается в размере, соответствующем его доходности, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2017 г. N 424-О государственным органам надлежит руководствоваться данным принципом при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков. По смыслу изложенных положений действие принципа экономической обоснованности распространяется и на отдельные элементы формулы расчета арендной платы, непосредственно влияющие на ее итоговый размер.
Между тем в материалах дела отсутствуют расчеты доходности земельных участков, предназначенных для размещения АГЗС в целях осуществления розничной торговлей газообразным топливом, из которых бы усматривалось, что оспариваемый размер коэффициента Кд коррелирует с категорией земель, видом разрешенного использования земельных участков. Анализ статистических данных, представленных в суд Министерством имущественных отношений Московской области, в том числе свидетельствующих о росте количества АЗС и АГЗС на территории Московской области, положительной динамике цен на газомоторное топливо, увеличении количества автомобилей, работающих на газовом топливе, не подтверждает, что применение коэффициента "Кд" в оспариваемом размере позволяет определить арендную плату в отношении земельных участков с названным видом разрешенного использования, соответствующую их доходности.
С учетом изложенных обстоятельств, Судебная коллегия полагает, что вывод суда о соответствии Закона 23/96-ОЗ в оспариваемой части принципу экономической обоснованности, закрепленному в акте большей юридической силы, нельзя признать правомерным и основанным на представленных в материалы дела доказательствах, что в силу пункта 2 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, то Судебная коллегия полагает возможным признать его в оспариваемой части не действующим с момента вступления в законную силу настоящего определения.
Руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Московского областного суда от 1 февраля 2017 г. отменить.
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Газстрой люкс" удовлетворить.
Признать недействующим пункт 16 приложения к Закону Московской области от 7 июня 1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" в той части, в которой значение коэффициента "Кд", равное 6, применяется для розничной торговли газообразным топливом, со дня принятия настоящего определения.
------------------------------------------------------------------