ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 ноября 2016 г. N 41-АПГ16-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Антоненко Г.Г. об оспаривании Правил землепользования и застройки Рассветовского сельского поселения Аксайского района Ростовской области, утвержденных решением Собрания депутатов Рассветовского сельского поселения от 28 декабря 2009 г. N 79, в редакции решений Собрания депутатов Рассветовского сельского поселения от 17 апреля 2014 г. N 105, от 29 апреля 2015 г. N 179 и от 18 сентября 2015 г. N 203
по апелляционной жалобе Антоненко Г.Г. на решение Ростовского областного суда от 1 июля 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда законно и обоснованно и не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решением Собрания депутатов Рассветовского сельского поселения от 28 декабря 2009 г. N 79 (далее также - решение N 79) утверждены Правила землепользования и застройки Рассветовского сельского поселения Аксайского района Ростовской области (далее - ПЗЗ Рассветовского СП).
Антоненко Г.Г. обратилась в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании незаконными ПЗЗ Рассветовского СП в редакции решений Собрания депутатов Рассветовского сельского поселения от 17 апреля 2014 г. N 105, от 29 апреля 2015 г. N 179 и от 18 сентября 2015 г. N 203 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: <...> область, <...> район, пос. <...>, а также территории, являющейся санитарно-защитной зоной станции откорма свиней, к зоне развития индивидуальной жилой застройки (Ж-2).
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником названного земельного участка с видом разрешенного использования "контрольно-испытательная станция свиней", а также расположенных на нем зданий станции откорма свиней (лит. А, А1, А2, А3, А4, А5, а, а1, а2 и а3) и замощения территории площадью <...> кв. м. Отнесение земельного участка с кадастровым номером <...> к территориальной зоне развития индивидуальной жилой застройки (Ж-2) не позволяет использовать и распоряжаться данным участком в соответствии с его назначением. Антоненко Г.Г. полагает, что ПЗЗ Рассветовского СП приняты с нарушением требований статей 31, 32 и 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Решением Ростовского областного суда от 1 июля 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Антоненко Г.Г. просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, судом не дана оценка нарушениям процедуры принятия ПЗЗ Рассветовского СП, имеющемуся противоречию оспариваемых правил сложившейся планировке территории и существующему землепользованию. Считает ошибочными выводы суда относительно возможности использования указанных земельного участка и здания по их назначению.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Ростовской области и администрацией Рассветовского сельского поселения поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 (в редакциях, действовавших на момент принятия муниципального правового акта и внесения изменений в него), части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), части 1.1 статьи 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 N 436-ЗС "О местном самоуправлении в Ростовской области" утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения сельского поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливается градостроительный регламент, определяющий правовой режим земельных участков, и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (части 1, 3 статьи 36 ГрК РФ). Также для каждой территориальной зоны устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 ГрК РФ).
В соответствии с ПЗЗ Рассветовского СП, утвержденными решением Собрания депутатов Рассветовского сельского поселения от 28 декабря 2009 г. N 79, земельный участок с кадастровым номером <...> располагался в территориальной зоне размещения промышленно-коммунальных объектов V класса по санитарной классификации (ПК-2). Решениями Собрания депутатов Рассветовского сельского поселения от 28 мая 2013 г. и от 18 сентября 2015 г. в ПЗЗ Рассветовского СП внесены изменения, согласно которым названный земельный участок был отнесен к территориальной зоне многоквартирной застройки жилыми домами (Ж-3) и впоследствии - к зоне развития индивидуальной жилой застройки (Ж-2).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, данное изменение произведено на основании обращения прежнего собственника спорного земельного участка, поданного в порядке пункта 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ в целях подтверждения фактического изменения землепользования. К обращению были приложены документы о наличии жилых домов и хозяйственных строений на земельном участке с кадастровым номером <...> и отсутствии на нем действующей свинофермы, захоронений и скотомогильников.
Внесение изменений в правила землепользования и застройки произведено органами местного самоуправления Рассветовского СП с соблюдением требований статей 31 - 33 ГрК РФ. Решения о подготовке проектов по внесению изменений в ПЗЗ Рассветовского СП и об утверждении состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проектов, а также решения о проведении публичных слушаний, принятые главой местной администрации, своевременно опубликованы в "Ведомостях Рассветовского поселения" и размещены на официальном сайте муниципального образования.
Публичные слушания по названным проектам проведены в соответствии со статьей 13 Устава муниципального образования "Рассветовское сельское поселение" и Положением о проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории Рассветовского сельского поселения Аксайского района, утвержденным решением Собрания депутатов Рассветовского СП от 27 января 2009 г. N 26.
Решения о внесении изменений в ПЗЗ Рассветовского СП от 17 апреля 2014 г. N 105, от 29 апреля 2015 г. N 179 и от 18 сентября 2015 г. N 203 приняты уполномоченным органом в установленной форме (пункт 21 части 1 статьи 2, часть 1 статьи 23, часть 3 статьи 24, статьи 50 - 52 Устава муниципального образования "Рассветовское сельское поселение"), подписаны главой муниципального образования и официально опубликованы в "Ведомостях Рассветовского поселения".
Подлежит отклонению ссылка апелляционной жалобы на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства выполнения работ по рекультивации земельного участка под свинофермой для развития жилой зоны, на необходимость которых указано в письме разработчика Генерального плана пос. Рассвет и пос. Аглос ООО "Севкавнипиагропром". В письме указывается на необходимость корректировки Генерального плана и ПЗЗ Рассветовского СП под перспективное развитие жилой зоны в части земельных участков, в том числе в связи с ликвидацией как очистных сооружений канализации, так и недействующей свинофермы, для изменения их вида разрешенного использования. Кроме того, в письме отмечается возможность использования земельных участков для развития жилой зоны после проведения рекультивационных работ. Вместе с тем выполнение таких работ не является юридически значимым фактом, подлежащим установлению в рамках рассмотрения дела об оспаривании документа градостроительного зонирования.
Не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что в связи с изменениями, внесенными в ПЗЗ Рассветовского СП, административный истец не имеет возможности использовать земельный участок в соответствии с его видом разрешенного использования, поскольку согласно пункту 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции не установил нарушений органом местного самоуправления положений пункта 4 статьи 34 ГрК РФ о необходимости учитывать при разработке правил землепользования и застройки сложившуюся планировку территории и существующее землепользование, так как в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих, что на момент утверждения ПЗЗ Рассветовского СП на спорном земельном участке располагалось действующее сельскохозяйственное производство по разведению сельскохозяйственных животных.
Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Ростовского областного суда от 1 июля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Антоненко Г.Г. - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------