ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 ноября 2018 г. N 44-АПГ18-27
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 17 июля 2018 года об удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "СК-Недвижимость" о признании недействующим пункта 1717 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года N 944-п.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Правительство Пермского края постановлением от 25 ноября 2017 года N 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год.
Под пунктом 1717 в Перечень включено здание с кадастровым номером 59:11:0010245:204, расположенное по адресу: Пермский край, г. Чусовой, ул. Южная, д. 106.
Общество с ограниченной ответственностью "СК-Недвижимость", являясь собственником указанного здания, обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1717 Перечня, указав в обоснование иска, что принадлежащий ему объект недвижимости - здание с кадастровым номером 59:11:0010245:204 не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение его в Перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае", нарушает права и законные интересы ООО "СК-Недвижимость" в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в большем размере.
Решением Пермского краевого суда от 17 июля 2018 года административное исковое заявление ООО "СК-Недвижимость" удовлетворено.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ООО "СК-Недвижимость" и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда не подлежащим отмене.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них относятся к видам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (пункт 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. м в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края (пункт 1 части 1 статьи 2).
Суд, руководствуясь приведенными выше нормами налогового законодательства, исходя из обстоятельств дела, правомерно пришел к выводу о незаконности включения спорного здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год.
Судом достоверно установлено, что здание с кадастровым номером 59:11:0010245:204, находящееся по адресу: Пермский край, г. Чусовой, ул. Южная, 106, включенное в Перечень под номером 1717 по виду разрешенного использования земельного участка "для нужд управления (административное здание)", расположено на земельном участке с кадастровым номером 59:11:0010245:45 с разрешенным использованием "производственная деятельность (здание лесоцеха)", а не на земельном участке с кадастровым номером 59:11:0010245:42.
Данное здание приобретено ООО "СК-Недвижимость" в собственность по договору купли-продажи нежилого здания от 1 июня 2006 года согласно прилагаемому плану для производственной деятельности (здание лесоцеха), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись регистрации N 59-59-18/048/2006-56 от 6 июля 2006 года.
После приобретения в собственность здания лесоцеха ООО "СК-Недвижимость" земельный участок под этим зданием с кадастровым номером 59:11:0010245:45 общей площадью 28 310,0 кв. м, был предоставлен Обществу в собственность за плату с видом разрешенного использования "для производственной деятельности (здание лесоцеха)" в соответствии с постановлением Главы Чусовского муниципального района Пермского края, о чем также имеется запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 59-59-18/079/2006-248.
Таким образом, выводы суда о незаконности включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
В апелляционной жалобе Правительство Пермского края настаивает на том, что для спорного земельного участка определен вид разрешенного использования "для нужд управления (административное здание)", эти доводы судом проверялись, им дана надлежащая судебная оценка, что нашло мотивированное и обстоятельное отражение в судебном постановлении.
Достоверных доказательств, подтверждающих доводы апелляционной жалобы о нахождении спорного здания на земельном участке с кадастровым номером 59:11:0010245:42, имеющем вид разрешенного использования "для нужд управления (административное здание)", административным ответчиком не представлено.
Кроме того, Судебная коллегия соглашается с суждением суда, сводящимся к тому, что сам по себе вид разрешенного использования "для нужд управления (административное здание)" не предполагает безусловное размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Пермского краевого суда от 17 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------