ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 мая 2018 г. N 75-АПГ18-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административным исковым заявлениям публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" о признании недействующими постановлений Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 31 октября 2012 г. N 173 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" с применением метода доходности инвестированного капитала", от 27 декабря 2016 г. N 243 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2017 год", от 27 декабря 2016 г. N 244 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2017 год", от 31 июля 2017 г. N 46 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 1 августа 2017 года по 31 декабря 2017 года", от 13 ноября 2017 г. N 85 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 1 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года", от 13 ноября 2017 г. N 86 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия с 1 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года"
по апелляционной жалобе публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Верховного Суда Республики Карелия от 8 февраля 2018 г., которым в удовлетворении административных исковых заявлений отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителей публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" Сополевой Е.В., Поскребышева А.В. и Шалманова Е.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам Порывкиной Ю.Г. и общества с ограниченной ответственностью "Региональная электросетевая компания" Мокрова А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее также - ПАО "МРСК Северо-Запада", Общество), являющееся территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Карелия, обратилось в суд с уточненными в ходе рассмотрения дела административными исковыми заявлениями о признании недействующими постановлений Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (далее также - Комитет):
- от 31 октября 2012 г. N 173 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" с применением метода доходности инвестированного капитала" (далее также - Постановление N 173) в части установления размера НВВ без учета оплаты потерь на 2017 г.;
- от 27 декабря 2016 г. N 243 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2017 год" (далее также - Постановление N 243) в части раздела "Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия, поставляемой прочим потребителям, на 2017 год", за исключением тарифов по диапазону напряжения ВН-1, в части пункта 1 "Величины, используемые при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия", НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия в строках 1, 8 - 11, 13 - 14, учтенных расходов сетевых организаций, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение, в строке 1 и строки "Всего" раздела "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2017 год";
- от 27 декабря 2016 г. N 244 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2017 год" (далее также - Постановление N 244);
- от 31 июля 2017 г. N 46 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 1 августа 2017 года по 31 декабря 2017 года" (далее также - Постановление N 46) в части раздела "Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия, поставляемой прочим потребителям, с 1 августа 2017 года по 31 декабря 2017 года", за исключением тарифов по диапазону напряжения ВН-1, в части пункта 1 "Величины, используемые при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия", НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия в строках 1, 8 - 11, 13 - 14, учтенных расходов сетевых организаций, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение, в строке 1 и строки "Всего" раздела "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 1 августа 2017 года по 31 декабря 2017 года";
- от 13 ноября 2017 г. N 85 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 1 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года" (далее также - Постановление N 85) в части раздела "Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия, поставляемой прочим потребителям, с 1 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года", за исключением тарифов по диапазону напряжения ВН-1, в части пункта 1 "Величины, используемые при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия", НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия в строках 1, 8 - 11, 13 - 14, учтенных расходов сетевых организаций, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение, в строке 1 и строки "Всего" раздела "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 1 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года";
- от 13 ноября 2017 г. N 86 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия с 1 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года" (далее также - Постановление N 86).
Требования мотивированы тем, что Комитетом нормативная валовая выручка ПАО "МРСК Северо-Запада" установлена в экономически необоснованном размере, поскольку в 2017 г. не учтена НВВ, перераспределенная в 2012 - 2016 гг. посредством сглаживания величины НВВ в общем размере 1 624 267,82 тыс. руб. При принятии оспариваемых нормативных правовых актов административным ответчиком не исключена из котловой НВВ на 2017 г. НВВ организаций, не отвечающих критериям территориальных сетевых организаций: ООО "Карелия-сети", ООО "Охта групп Онега", ООО "ПСК Стройконструкция", ООО "Электросетевая компания. Карелия", ООО "СК Энерго", ООО "Региональная электросетевая компания", и не отменены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с указанными организациями, что повлекло необоснованное увеличение котловой НВВ. На момент установления тарифов на 2017, 2018 гг. ООО "Региональная электросетевая компания" также не соответствовало критериям территориальной сетевой организации, поскольку заявленные в тарифное регулирование объекты передавались организации на срок менее года, а учтенное имущество в качестве отдельных линий электропередачи представляет собой одну линию по трассе, выполненную путем параллельной прокладки нескольких кабелей.
Определением от 22 января 2018 г. административные дела по искам об оспаривании перечисленных выше нормативных правовых актов объединены в одно производство.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 8 февраля 2018 г. в удовлетворении административных исковых заявлений отказано.
В апелляционной жалобе ПАО "МРСК Северо-Запада" просит решение суда первой инстанции отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, принять новое решение об удовлетворении требований. Полагает не соответствующим закону вывод суда о допустимости переноса величины возврата сглаживания на следующий долгосрочный период регулирования. Обращает внимание, что тарифное законодательство не обусловливает возврат сглаживания необходимостью подтверждения величины возврата фактически понесенными расходами. Не соглашается с выводом суда о том, что ООО "Региональная электросетевая компания" соответствует критериям территориальной сетевой организации.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам и обществом с ограниченной ответственностью "Региональная электросетевая компания" (далее также - ООО "РЭК") представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении требований ПАО "МРСК Северо-Запада" в части занижения НВВ Общества на величину сглаживания в размере 1 624 267,82 тыс. руб., суд первой инстанции исходил из того, что на день рассмотрения административного дела права административного истца восстановлены путем учета неучтенных расходов и недополученных доходов при формировании НВВ Общества на 2018 - 2022 гг., в случае полного учета суммы возврата сглаживания при расчете единых (котловых) тарифов на 2017 г. их рост для прочих потребителей с 1 января 2017 г. составил бы 49%, однако административным истцом не подтверждены фактические расходы, источником финансирования которых должна являться величина сглаживания.
Оценивая доводы административного истца о необоснованности включения в "общий котел" НВВ организаций, не отвечающих критериям отнесения их к территориальным сетевым организациям, суд, согласившись с ними, указал, что у административного ответчика имелась обязанность осуществить до 31 декабря 2016 г. оценку организаций, ранее отнесенных к территориальным сетевым организациям, на предмет их соответствия новому нормативному правовому регулированию, введенному в действие с 1 января 2017 г. Вместе с тем, установив, что впоследствии во исполнение приказа Федеральной антимонопольной службы (далее также - ФАС России) от 18 июля 2017 г. Постановление N 243 было отменено, а Постановление N 244 - изменено, из состава НВВ за период с 1 августа 2017 г. по 31 декабря 2017 г. исключены ряд организаций, не соответствующих критериям территориальных сетевых организаций (ООО "Карелия-сети", ООО "Охта групп Онега", ООО "ПСК Стройконструкция", ООО "Электросетевая компания. Карелия", ООО "СК Энерго"), а индивидуальные тарифы исключенных организаций с 1 августа 2017 г. обнулены, суд посчитал, что административный ответчик, устранив на основании предписания антимонопольного органа ранее допущенное нарушение, тем самым прав и законных интересов административного истца не нарушил. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что ООО "РЭК" отвечает критериям территориальной сетевой организации.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с приведенными выводами суда первой инстанции не согласна, считает их основанными на неверном толковании норм материального права.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике включает Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и иные регулирующие отношения в сфере электроэнергетики федеральные законы, а также указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее также - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее также - Правила государственного регулирования), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, а также Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала (далее также - Методические указания), утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 30 марта 2012 г. N 228-э.
В соответствии со статьей 6 Закона об электроэнергетике одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, используемого при осуществлении субъектами электроэнергетики видов деятельности, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов).
В силу требований пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 г., осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, тарифы взаиморасчетов между сетевыми организациями устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования).
Согласно требованиям пункта 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования. В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. Исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более пяти лет.
Из положений пункта 33 Основ ценообразования следует, что регулируемые тарифы с применением метода доходности инвестированного капитала устанавливаются на основе необходимой валовой выручки, которая определяется с учетом ежегодных корректировок, осуществляемых в течение долгосрочного периода регулирования.
При установлении или продлении долгосрочных цен (тарифов) регулирующие органы в целях сглаживания их роста могут перераспределять необходимую валовую выручку организации по годам в пределах одного долгосрочного периода регулирования. В этом случае перераспределяемые величины необходимой валовой выручки включаются в необходимую валовую выручку соответствующего года периода регулирования с учетом нормы доходности инвестированного капитала согласно методическим указаниям, представленным в пункте 32 Основ ценообразования. При корректировке цен (тарифов) на очередной год долгосрочного периода регулирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов величина перераспределения необходимой валовой выручки включается в необходимую валовую выручку соответствующего года периода регулирования с учетом фактического финансирования инвестиционных программ в порядке, установленном методическими указаниями, представленными в пункте 32 Основ ценообразования. В каждом году долгосрочного периода регулирования необходимая валовая выручка, рассчитанная с учетом ее перераспределения, осуществляемого в целях сглаживания тарифов, может отличаться от необходимой валовой выручки, рассчитанной без учета такого перераспределения на весь долгосрочный период регулирования, более чем на 12% по согласованию с Федеральной антимонопольной службой (пункт 37 Основ ценообразования, пункты 39, 40 Методических указаний).
Из материалов дела следует, что ПАО "МРСК Северо-Запада" (филиал "Карелэнерго") является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Карелия, долгосрочные параметры регулирования деятельности которой с применением метода доходности инвестированного капитала на долгосрочный период 2012 - 2017 гг. согласованы приказом ФСТ России от 12 октября 2012 г. N 234-э/2.
Постановлением N 173 утверждены долгосрочные параметры регулирования с применением метода доходности инвестированного капитала, а также НВВ ПАО "МРСК Северо-Запада" (филиал "Карелэнерго") (без учета оплаты потерь) на долгосрочный период регулирования 2012 - 2017 гг., в соответствии с которым (в первоначальной редакции) величина НВВ Общества на 2017 г. составила 5 575 166,2 тыс. руб.
28 апреля 2016 г. ПАО "МРСК Северо-Запада" обратилось в Комитет с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 г., в котором (с учетом корректировок предложения по установлению НВВ от 22 июня 2016 г., от 17 ноября 2016 г.) просило установить НВВ на 2017 г. в размере 5 466 853,18 тыс. руб. В заявлении, среди прочего, было обращено внимание на то, что 2017 г. является последним годом долгосрочного периода регулирования, которое осуществляется с применением метода доходности инвестированного капитала, в связи с чем величина накопленного сглаживания, по мнению Общества, подлежит включению в состав НВВ Общества на 2017 г.
По результатам рассмотрения заявления ПАО "МРСК Северо-Запада" и представленных Обществом обосновывающих материалов было подготовлено заключение экспертной группы от 22 декабря 2016 г. Экспертной группой со ссылкой на пункт 7 Основ ценообразования было предложено в целях сглаживания тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 г. не учитывать величину изменения НВВ, осуществляемого в целях сглаживания тарифов, в размере 1 624 267,82 тыс. руб. В результате произведенных экспертной группой расчетов величина НВВ Общества на 2017 г. составила 3 652 254,11 тыс. руб.
27 декабря 2016 г. состоялось заседание правления Комитета, на котором данное заключение экспертной группы при наличии представленного ПАО "МРСК Северо-Запада" особого мнения было принято за основу расчета, НВВ Общества на 2017 г. была установлена в размере 3 652 254,11 тыс. руб. Исходя из указанной величины НВВ приняты постановление от 27 декабря 2016 г. N 242 "О внесении изменения в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 31 октября 2012 года N 173" (изменена установленная Постановлением N 173 величина НВВ Общества на 2017 г.), Постановление N 243 и Постановление N 244.
Величина НВВ ПАО "МРСК Северо-Запада" на 2017 г. в размере 3 652 254,11 тыс. руб. была впоследствии учтена Комитетом при принятии Постановления N 46, Постановления Комитета от 31 июля 2017 г. N 47 "О внесении изменения в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 27 декабря 2016 года N 244" (далее также - Постановление N 47), Постановления N 85 и Постановления N 86.
Материалами дела подтверждается, что данная величина НВВ Общества не включает в себя доходы, недополученные им в целях сглаживания изменения тарифов за истекшие годы долгосрочного периода регулирования, начиная с 2012 г.
Вместе с тем, исходя из системного толкования указанных положений пункта 7, а также пунктов 33, 37 Основ ценообразования с учетом приведенного в пункте 2 Основ ценообразования понятия "период регулирования" как период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы), следует, что в целях сглаживания роста тарифов неучтенные расходы и недополученные доходы могут учитываться в течение периода, который не может быть более пяти лет, в котором они, начиная с годового периода регулирования, следующего за годовым периодом, были выявлены. При этом перераспределение НВВ может быть произведено в течение 5 лет и относится к нескольким долгосрочным периодам регулирования.
В данном случае Комитетом осуществлялось перераспределение НВВ Общества в целях сглаживания изменения тарифов, начиная с 2012 г., однако образованные в связи с этим недополученные доходы за 2012 г. не были учтены в течение пяти лет, начиная с годового периода регулирования, следующего за годовым периодом, в котором они были выявлены, в том числе при определении НВВ на 2017 г.
Таким образом, расчет НВВ Общества на 2017 г., определенной Комитетом без учета доходов, недополученных в целях сглаживания изменения тарифов за 2012 г., не может быть признан экономически обоснованным и не соответствует требованиям Основ ценообразования, что является основанием для удовлетворения административного искового заявления.
При этом не могут быть признаны состоятельными выводы суда о восстановлении прав и законных интересов ПАО "МРСК Северо-Запада" ввиду учета неучтенных расходов и недополученных доходов при формировании НВВ Общества на 2018 - 2022 гг., поскольку они не соответствуют приведенным выше положениям Основ ценообразования и Методических указаний, в силу которых недополученные в целях сглаживания изменения тарифов доходы за 2012 г. подлежали включению в НВВ Общества не позднее 2017 г.
Судебная коллегия не может согласиться с решением суда и в части отклонения доводов административного истца об установлении тарифов организациям, не отвечающим критериям отнесения к территориальным сетевым организациям.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 23 Правил государственного регулирования экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Основанием для установления (пересмотра), а также продления действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует) (пункт 24 Правил государственного регулирования).
Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 (далее также - Критерии).
Судом верно установлено, что у административного ответчика имелась обязанность осуществить до 31 декабря 2016 г. оценку организаций, ранее отнесенных к территориальным сетевым организациям, на предмет их соответствия Критериям в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2016 г. N 1056 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям", вступившего в силу с 1 января 2017 г.
Вместе с тем, Постановление N 243 и Постановление N 244 об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2017 г. и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2017 г. были приняты в отношении организаций, не отвечающих Критериям, действующим с 1 января 2017 г. (ООО "Карелия-сети", ООО "Охта групп Онега", ООО "ПСК Стройконструкция", ООО "Электросетевая компания. Карелия", ООО "СК Энерго", ООО "РЭК").
Данное нарушение было установлено ФАС России, устранено Комитетом лишь в отношении ООО "Карелия-сети", ООО "Охта групп Онега", ООО "ПСК Стройконструкция", ООО "Электросетевая компания. Карелия", ООО "СК Энерго" на основании приказа ФАС России от 18 июля 2017 г. N 950/17, которым Комитет был признан нарушившим законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, путем принятия Постановления N 46 и Постановления N 47 (на период с 1 августа 2017 г. по 31 декабря 2017 г.), а впоследствии - Постановления N 85 и Постановления N 86 (на период с 1 ноября 2017 г. по 31 декабря 2017 г.).
Вместе с тем, НВВ указанных организаций, используемая при расчете размера экономически обоснованных единых (котловых) тарифов, а также установленные для них индивидуальные тарифы на период с 1 января 2017 г. по 31 июля 2017 г., а в отношении ООО "РЭК" - на весь период регулирования 2017 г., из соответствующих разделов оспариваемых нормативных правовых актах исключены не были, что вопреки выводам суда первой инстанции является основанием для признания их недействующими.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о соответствии ООО "РЭК" критериям территориальной сетевой организации, поскольку сроки действия представленных в материалы дела договоров аренды, заключенных ООО "РЭК" в целях осуществления регулируемой деятельности, менее установленного для организации долгосрочного периода регулирования, что требованиям пунктов 1 и 2 Критериев не соответствует.
Также не получил должной правовой оценки со стороны суда факт нарушения порядка принятия Постановления N 46 и Постановления N 47, выразившегося в отсутствии предусмотренного пунктом 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике согласования с ФАС России проектов указанных нормативных правовых актов об утверждении цен (тарифов), устанавливаемых на уровне ниже минимального уровня, установленного приказом ФАС России от 27 декабря 2017 г. N 1893/16 (в части ставки за содержание сетей по низкому уровню напряжения и одноставочного тарифа по низкому уровню напряжения).
Данное обстоятельство было установлено ФАС России, явилось основанием для издания приказа от 20 сентября 2017 г. N 1247/17, однако судом, обязанным в ходе рассмотрения дела выяснить соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункт "в" пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), было проигнорировано.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые положения Постановления N 173, Постановления N 243, Постановления N 244, Постановления N 46, Постановления N 85 и Постановления N 86 не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают права и законные интересы административного истца на установление экономически обоснованных цен (тарифов).
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции, постановленное при неправильном применении норм материального права, подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты до вынесения решения суда применялись и на их основании реализовывались права граждан и организаций, Судебная коллегия считает, что они подлежат признанию не действующими со дня вступления настоящего апелляционного определения в законную силу в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениями, содержащимися в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Республики Карелия от 8 февраля 2018 г. отменить, принять по делу новое решение.
Административные исковые заявления публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" удовлетворить.
Признать не действующими с момента вступления в силу настоящего определения:
- постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 31 октября 2012 г. N 173 "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования Филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" с применением метода доходности инвестированного капитала" в части установления размера НВВ без учета оплаты потерь на 2017 г.;
- постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 27 декабря 2016 г. N 243 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2017 год" в части раздела "Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия, поставляемой прочим потребителям, на 2017 год", за исключением тарифов по диапазону напряжения ВН-1, в части пункта 1 "Величины, используемые при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия", НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия в строках 1, 8 - 11, 13 - 14, учтенных расходов сетевых организаций, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение, в строке 1 и строки "Всего" раздела "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2017 год";
- постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 27 декабря 2016 г. N 244 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2017 год";
- постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 31 июля 2017 г. N 46 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 1 августа 2017 года по 31 декабря 2017 года" в части раздела "Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия, поставляемой прочим потребителям, с 1 августа 2017 года по 31 декабря 2017 года", за исключением тарифов по диапазону напряжения ВН-1, в части пункта 1 "Величины, используемые при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия", НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия в строках 1, 8 - 11, 13 - 14, учтенных расходов сетевых организаций, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение, в строке 1 и строки "Всего" раздела "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 1 августа 2017 года по 31 декабря 2017 года";
- постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 13 ноября 2017 г. N 85 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 1 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года" в части раздела "Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия, поставляемой прочим потребителям, с 1 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года", за исключением тарифов по диапазону напряжения ВН-1, в части пункта 1 "Величины, используемые при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия", НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия в строках 1, 8 - 11, 13 - 14, учтенных расходов сетевых организаций, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение, в строке 1 и строки "Всего" раздела "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 1 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года";
- постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 13 ноября 2017 г. N 86 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия с 1 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года".
------------------------------------------------------------------