ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 марта 2017 г. N 5-АПГ17-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Научно-исследовательский институт "Полюс" им. М.Ф. Стельмаха" о признании недействующим пункта 4195 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции, действовавшей до 1 января 2016 года, по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 27 октября 2016 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Правительства Москвы Снегиревой А.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителей акционерного общества "Научно-исследовательский институт "Полюс" им. М.Ф. Стельмаха" Поткиной А.Н. и Шестакова Н.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Власовой Т.А., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
Правительство Москвы постановлением от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП) утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень) в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы N 64).
Постановление Правительства Москвы N 700-ПП опубликовано 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67.
Акционерное общество "Научно-исследовательский институт "Полюс" им. М.Ф. Стельмаха" (далее - АО "НИИ "Полюс" им. М.Ф. Стельмаха") обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 4195 Перечня в редакции, действовавшей с 1 января 2015 г.
В указанный пункт Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:06:0008002:1010, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Введенского, д. 3, корпус 1.
АО "НИИ "Полюс" им. М.Ф. Стельмаха, являясь собственником нежилых помещений общей площадью 15 108,3 кв. м с кадастровым номером 77:06:0008001:2791, расположенных в названном здании, общей площадью 16 963,6 кв. м, просило признать недействующим пункт 4195 Перечня на 2015 год, поскольку это здание не обладает предусмотренными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данного здания в указанный Перечень неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 27 октября 2016 г. административное исковое заявление АО "НИИ "Полюс" им. М.Ф. Стельмаха" удовлетворено.
Пункт 4195 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции, действовавшей до 1 января 2016 г., признан не действующим с момента принятия указанного постановления.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что судом нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, дана неправильная оценка представленным по делу доказательствам. Податель жалобы указывает, что суд не дал надлежащей оценки акту обследования здания с кадастровым номером 77:06:0008002:1010 от 28 июля 2014 г. N 9062111, неправильно оценил акты обследования N 9009458/2ОФИ от 22 апреля 2016 года и N 9066457 от 2 марта 2016 года, не принял во внимание представленные Правительством Москвы сведения о юридических лицах, местонахождением которых согласно выпискам из ЕГРЮЛ является адрес вышеназванного здания.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой города Москвы и АО "НИИ "Полюс" им. М.Ф. Стельмаха" представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 НК РФ, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции правомерно признал, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
Статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы N 64) на основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Так, к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещения в них, если соответствующие здания (строения, сооружения) расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64). К таким объектам также отнесены отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 2 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64).
Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из условий, содержащихся в указанном пункте. В частности, к таким условиям относится расположение здания (строения, сооружения) на земельном участке с видом разрешенного использования, предусматривающим размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также фактическое использование здания в целях делового, административного или коммерческого назначения (пункт 3 статьи 378.2 НК РФ).
Как следует из положений части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, любой вид разрешенного использования земельного участка из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве до утверждения правил землепользования и застройки установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве". Пунктом 3.2 указанного порядка в редакции 2011 г., действовавшей на момент включения указанных зданий в Перечень, предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
По смыслу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, соответствуют предусмотренной Методическим указаниям группе видов разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7).
Судом установлено, что АО "НИИ "Полюс" им. М.Ф. Стельмаха" является собственником нежилых помещений общей площадью 15 108,3 кв. м, расположенных в нежилом здании с кадастровым номером 77:06:0008002:1010 общей площадью 16 963,6, которое находится на земельном участке с кадастровым номером 77:06:0008002:1007, имеющим вид разрешенного использования "для эксплуатации комплекса института" (т. 1 л.д. 276 - 279).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что включение нежилого здания с кадастровым номером 77:06:0008002:1010 в Перечень не соответствует положениям статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64, поскольку вышеназванный вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено указанное здание, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Кроме того, суд указал, что в соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
На основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости).
Мероприятия по определению вида фактического использования осуществляются в целях выявления, в том числе такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.3 Порядка).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающих размещение объектов, указанных в пункте 1.3 Порядка, признается использование не менее 20 процентов общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 1.5 Порядка).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, основанием для включения в Перечень нежилого здания с кадастровым номером 77:06:0008002:1010, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Введенского, д. 3, корпус 1, послужил акт обследования Госинспекции по недвижимости от 28 июля 2014 г. N 9062111, согласно которому здание и нежилые помещения фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (т. 2 л.д. 89).
Оценив представленные в материалы дела акт обследования Госинспекции по недвижимости от 28 июля 2014 г. N 9062111, приложенную к нему фототаблицу, и показания допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля инспектора Госинспекции по недвижимости Гарнизонова И.Н., суд пришел к выводу о том, что они не подтверждают использование более 20% общей площади здания под размещение офисов. Напротив, на основании представленных административным истцом расчетов суд установил, что по состоянию на 1 января 2015 года общая площадь нежилых помещений здания, используемых для размещения офисов ООО "Интеранет" и нотариальной конторы, составляла 814,8 кв. м (из них 782,8 кв. м для размещения офиса ООО "Интеранет" и 32 кв. м под офис нотариальной конторы), что менее 20% общей площади здания.
Указанные расчеты не были опровергнуты административным ответчиком и подтверждены договорами аренды нежилых помещений во включенном в Перечень здании, действующими в спорном налоговом периоде.
Доказательств, с достоверностью подтверждающих, что нежилые помещения здания, принадлежащие на праве собственности АО "НИИ "Полюс" им. М.Ф. Стельмаха" используются для размещения офисов иных организаций, административным ответчиком представлено не было.
Таким образом, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что включенное в пункт 4195 Перечня на 2015 год здание не отвечает признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64, в связи с чем в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца признал указанный пункт Перечня не действующим с момента принятия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП.
Доводы апелляционной жалобы Правительства Москвы аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которые получили надлежащую правовую оценку суда. Оснований для несогласия с данной оценкой у Судебной коллегии не имеется.
Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Московского городского суда от 27 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------