ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 марта 2017 г. N 33-АПГ17-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Конуркиной Н.В. о признании не действующим генерального плана муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 19 декабря 2012 г. N 114, в части,
по административному исковому заявлению Федоровой А.О., Свиткиной И.В., Щепельковой А.Н., Артемова В.И., Продченко А.В., Иванова И.В., Локшина А.Е., Ивановой Г.М., Вайсмана И.Л., Конуркиной Н.В., Тимохиной Г.А., Сигаловой Н.Н., Носова И.Н., Нечаевой Н.Ю. о признании не действующим полностью и об отмене решения Совета депутатов муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 21 февраля 2014 г. N 162 "Об утверждении внесения изменений в генеральный план муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области"
по апелляционной жалобе Локшина А.Е. на решение Ленинградского областного суда от 11 октября 2016 г., которым в удовлетворении административных исков отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Совета депутатов муниципального образования Сосновское сельское поселение Приозерского муниципального района Ленинградской области Студеновского В.В., не согласившегося с доводами апелляционной жалобы и считающего решение суда законным, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Журавлевой Н.М., полагавшей решение суда законным и оставлению его без изменения,
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Конуркина Н.В., Локшин А.Е. и другие граждане обратились в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим генерального плана муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, утвержденного решением Совета народных депутатов муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 19 декабря 2012 г. N 114, в части включения земельного участка, учтенного по кадастровому кварталу 47:03:1203003 (Приозерский район, пос. ст. Орехово, массив "У озера"), к категории "земли населенного пункта" и к функциональной зоне Ж2 (зона стройки индивидуальными жилыми домами (1 - 2 этажа). В дальнейшем в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования административных истцов (кроме Конуркиной Н.В.) были изменены и они просили признать недействующим решение Совета депутатов муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 21 февраля 2014 г. N 162 "Об утверждении внесения изменений в генеральный план муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области".
В обоснование заявленных требований административные истцы сослались на то, что спорный земельный участок незаконно отнесен оспариваемыми актами к категории "земли населенных пунктов", зоне Ж2 (жилая застройка), без учета функциональной зоны, в которой он расположен, так как находится на территории лесничества и должен быть отнесен к категории "земли лесного фонда". Кроме того, при утверждении генерального плана Сосновского сельского поселения не были получены все необходимые согласования, в частности, по вопросу размера береговой линии, не было учтено фактическое использование земельного участка как рекреационной зоны. Также административные истцы полагали, что генеральный план и решение Совета депутатов от 21 февраля 2014 г. N 162 опубликованы в информационной системе в нарушение установленных сроков только 30 июля 2014 г. Публичные слушания по проекту внесения изменений в генеральный план Сосновского сельского поселения проведены с нарушением процедуры, так как назначены не Советом депутатов или главой поселения, а главой администрации Сосновского сельского поселения, они не были уведомлены надлежащим образом о проведении публичных слушаний, что привело к нарушению прав заявителей на участие в них. Оспариваемые нормативные правовые акты нарушают их права на благоприятную окружающую среду и подлежат признанию не действующими в части с момента утверждения.
Решением Ленинградского областного суда от 11 октября 2016 г. в удовлетворении административных исковых заявлений отказано.
В апелляционной жалобе Локшин А.Е. просит отменить решение суда как вынесенное с нарушением норм материального права по неверно определенным обстоятельствам, имеющим значение для дела. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции сделал неправильный вывод о соблюдении процедуры и порядка принятия и опубликования оспариваемых нормативных правовых актов и об отсутствии нарушения прав административных истцов.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Ленинградской области и председателем Совета депутатов Сосновского сельского поселения поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Статьей 3 (части 1, 4) Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Генеральный план поселения является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения (включая процедуры согласования его проекта и проведения публичных слушаний), а также внесения в него изменений определен нормами градостроительного законодательства, в частности статьями 9, 23 - 25 и 28 ГрК РФ.
Статьей 25 (части 1, 2) ГрК РФ предусмотрены случаи, при наличии которых проект генерального плана поселения подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение.
Генеральный план утверждается представительным органом местного самоуправления и подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что генеральный план Сосновского сельского поселения утвержден уполномоченным органом - Советом депутатов этого поселения с соблюдением требований, предусмотренных статьями 23 - 25, 28 ГрК РФ.
Признавая правомерность отнесения органом местного самоуправления спорного земельного участка к землям населенного пункта и к функциональной зоне Ж2, суд обоснованно исходил из того, что в материалы дела не представлено документов, подтверждающих отнесение данного участка на момент разработки и утверждения генерального плана к иной категории земель, в том числе к землям лесного фонда.
При этом, как правильно указал суд, действующее градостроительное законодательство не содержит требований, которые надлежит соблюдать при формировании функциональных зон, и обязывающих органы государственной власти определять функциональные зоны в генеральном плане в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие в будущем. Утверждение же генерального плана поселения 19 декабря 2012 г. до получения сводного заключения Министерства регионального развития Российской Федерации (с замечаниями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) от 14 сентября 2013 г. не может служить правовым основанием для отмены названного генерального плана, поскольку сводное заключение содержит положительный вывод о согласовании представленного проекта.
Правильным Судебная коллегия полагает и вывод суда о том, что решение Совета депутатов Сосновского сельского поселения от 21 февраля 2014 г. N 162 о внесении изменений в генеральный план также принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законодательством процедуры и прав административных истцов по уточненному административному иску не нарушает.
Указанным решением с целью приведения в соответствие с документами кадастрового учета утверждены изменения в генеральный план относительно населенных пунктов дер. Иваново, пос. Сосново, дер. Новожилово, пос. Платформа 69 км. Каких-либо изменений, касающихся пос. ст. Орехово, в нем не содержится. В связи с этим обязанности проводить в соответствии с частью 3 статьи 28 ГрК РФ публичные слушания с участием правообладателей земельных участков в пос. ст. Орехово не имелось.
Также суд правомерно посчитал, что опубликование названного решения в печатном издании Приозерского муниципального района Ленинградской области только 15 марта 2014 г., то есть с нарушением 15-дневного срока, установленного статьей 55 устава Сосновского сельского поселения, наличие неточностей и ошибок при указании цифр в изменениях генерального плана не являются в силу статьи 213 КАС РФ правовыми основаниями для признания оспариваемого акта недействующим и его отмены. Кроме того, в соответствии с абзацем пятым части 9 статьи 55 устава поселения муниципальные правовые акты считаются официально опубликованными, если они были опубликованы в полном объеме в любом из официальных периодических печатных изданий Приозерского района Ленинградской области, к которым и относится газета "Красная звезда". Более позднее официальное опубликование муниципального правового акта означает вступление его в силу с 16 марта 2014 г. и не опровергает вывод суда о доведении его надлежащим образом до всеобщего сведения.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны приводимым в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в решении суда. Выводы суда они не опровергают, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права и сводятся лишь к несогласию с ними.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении административных исков является законным и обоснованным. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Ленинградского областного суда от 11 октября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Локшина А.Е. без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------