Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 22.06.2016 N 53-АПГ16-9

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 июня 2016 г. N 53-АПГ16-9

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Калининой Л.А. и Зинченко И.Н.,

при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Законодательного Собрания Красноярского края, Губернатора Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 18 февраля 2016 года о признании не соответствующими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Красноярского края от 25 июня 2015 года N 8-3588 "Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в Красноярском крае".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Законодательного собрания Красноярского края Менделеевой О.Г., представителя Губернатора Красноярского края Сироту И.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Законом Красноярского края от 25 июня 2015 года N 8-3588 "Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в Красноярском крае" предусмотрена государственная социальная помощь в виде единовременной денежной выплаты на ремонт печного отопления и (или) электропроводки в жилых помещениях и на развитие личного подсобного хозяйства.

Право на получение такой государственной социальной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам не превышает величину прожиточного минимума, установленную для соответствующих основных социально-демографических групп населения по соответствующей группе территорий края (статья 2 данного Закона).

Государственная социальная помощь на ремонт печного отопления и (или) электропроводки оказывается гражданам, указанным в статье 2 настоящего Закона, в течение календарного года однократно при одном из следующих условий: достижение пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет) либо наличие инвалидности I или II группы - для одиноко проживающих граждан; отсутствие совершеннолетних трудоспособных граждан (кроме обучающихся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет) в семьях, состоящих из лиц, достигших пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет), и (или) в которых хотя бы один из супругов является инвалидом I или II группы; наличие трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных, пасынков, падчериц, а также приемных, опекаемых, находящихся под попечительством; наличие детей-инвалидов (ребенка-инвалида), в том числе усыновленных, пасынков, падчериц, а также приемных, опекаемых, находящихся под попечительством (подпункты "а", "б", "в", "г" пункта 1 статьи 3 Закона).

Государственная социальная помощь на развитие личного подсобного хозяйства предоставляется гражданам, указанным в статье 2 настоящего Закона, в течение календарного года однократно при совокупности следующих условий: проживание в сельской местности; наличие пятерых и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных, пасынков, падчериц, приемных, опекаемых, находящихся под попечительством (подпункта "а", "б" пункта 1 статьи 4 Закона).

Для назначения государственной социальной помощи граждане, указанные в статье 2 настоящего Закона, представляют по месту жительства или пребывания в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения в том числе: выписку из финансового лицевого счета, выданную организацией, обслуживающей жилищный фонд по месту жительства (пребывания) заявителя и членов его семьи, или выписку из домовой (поквартирной) книги; копию документа, подтверждающего установление инвалидности (для инвалидов I или II группы, а также семей, имеющих детей-инвалидов); копию документа, подтверждающего право владения (пользования) земельным участком, предоставленным и (или) приобретенным для ведения личного подсобного хозяйства, заявителя и (или) совместно проживающих с ним членов семьи (в случае подачи заявления о предоставлении государственной социальной помощи на развитие личного подсобного хозяйства) (подпункты "в", "г", "е" пункта 1 статьи 5 Закона).

Основаниями для принятия решения об отказе в назначении государственной социальной помощи являются: непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона, недостоверность представленных сведений; отсутствие у заявителя (членов семьи заявителя) условий назначения государственной социальной помощи, предусмотренных пунктом 1 статьи 3, пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона (подпункты "а", "б" пункта 5 статьи 6 Закона).

Прокурор Красноярского края обратился в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не соответствующими федеральному законодательству и не действующими со дня вступления решения суда в законную силу отдельных положений Закона Красноярского края от 25 июня 2015 года N 8-3588 "Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в Красноярском крае", а именно: пункта 1 статьи 3 в части слов "при одном из следующих условий: а) достижение пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет) либо наличие инвалидности I или II группы - для одиноко проживающих граждан; б) отсутствие совершеннолетних трудоспособных граждан (кроме обучающихся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет) в семьях, состоящих из лиц, достигших пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет), и (или) в которых хотя бы один из супругов является инвалидом I или II группы; в) наличие трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных, пасынков, падчериц, а также приемных, опекаемых, находящихся под попечительством; г) наличие детей-инвалидов (ребенка-инвалида), в том числе усыновленных, пасынков, падчериц, а также приемных, опекаемых, находящихся под попечительством."; пункт 1 статьи 4 в части слов "при совокупности следующих условий: а) проживание в сельской местности; б) наличие пятерых и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных, пасынков, падчериц, приемных, опекаемых, находящихся под попечительством."; подпунктов "в", "г", "е" пункта 1 статьи 5 и подпункта "б" пункта 5 статьи 6, ссылаясь на их несоответствие положениям статей 5, 7, 8, 8.1, 9 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Заявление мотивировано тем, что оспариваемым правовым регулированием ограничен круг лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по сравнению с тем, как он определен в названном Федеральном законе, и устанавливают требования к представлению для получения государственной социальной помощи документов, не предусмотренных этим Федеральным законом.

Решением Красноярского краевого суда от 18 февраля 2016 года оспариваемые подпункты "а", "б", "в", "г" пункта 1 статьи 3, подпункты "а", "б" пункта 1 статьи 4, подпункты "в", "г", "е" пункта 1 статьи 5 и подпункт "б" пункта 5 статьи 6 Закона Красноярского края от 25 июня 2015 года N 8-3588 "Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в Красноярском крае" признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционных жалобах Законодательное Собрание Красноярского края и Губернатор Красноярского края просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Красноярского края представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Изучив доводы апелляционных жалоб, возражений, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.

Правовые и организационные основы государственной социальной помощи установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации и, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, направляют межведомственный запрос о предоставлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (части 1, 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. В случае, если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации (статья 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи предоставляются органом социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания либо через многофункциональный центр по заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона. Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Основанием для отказа заявителю в назначении государственной социальной помощи является представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности (статья 9 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Системный анализ оспариваемых подпунктов "а" - "г" пункта 1 статьи 3 и подпунктов "а", "б" пункта 1 статьи 4, пункта "б" пункта 5 статьи 6 Закона Красноярского края от 25 июня 2015 года N 8-3588 "Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в Красноярском крае" во взаимосвязи с приведенными выше федеральными нормами дает убедительную основу для вывода о том, что установленные субъектом Российской Федерации условия государственной социальной помощи на ремонт печного отопления и (или) электропроводки, а также на развитие личного подсобного хозяйства, исключают значительный круг одиноко проживающих малоимущих граждан и малоимущих семей, иных категорий граждан, указанных в части 1 статьи 7 в части 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с последующими изменениями), из числа получателей государственной социальной помощи с использованием такого правового инструмента, как социальный контракт.

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что в оспариваемых положениях подпунктов "в", "г", "е" пункта 1 статьи 5, подпункта "б" пункта 5 статьи 6 регионального Закона, вопреки требованиям части 2 статьи 8 названного выше Федерального закона о назначении государственной социальной помощи на основании заявления с указанием в нем необходимых сведений о заявителе (его семье) и возможностью самостоятельной проверки указанных в заявлении сведений органом социальной защиты населения, региональный законодатель предусмотрел порядок рассмотрения заявления о предоставлении государственной социальной помощи, который возлагает на граждан представлять документы, получение которых возможно в рамках межведомственного взаимодействия.

Поскольку такое регулирование снижает уровень предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с последующими изменениями) правовых гарантий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, на получение государственной социальной помощи в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации, суд первой инстанции справедливо пришел к выводу о противоречии оспариваемых положений Федеральному закону, о соответствии которому поставлен вопрос прокурором, и, как следствие, признал его недействующим.

Доводы апелляционных жалоб повлиять на отмену решения не могут, все они судом проверялись, им дана правильная судебная оценка, что нашло мотивированное и обстоятельное отражение в решении, и с такой оценкой суд апелляционной инстанции согласен.

Исходя из изложенного, принимая во внимание, что в апелляционной жалобе не приводится доводов, влекущих безусловную отмену решения суда в апелляционном порядке, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Красноярского краевого суда от 18 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Законодательного Собрания Красноярского края, Губернатора Красноярского края - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления