ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 марта 2017 г. N 8-АПГ17-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе Артемьева А.Н. на решение Ярославского областного суда от 23 декабря 2016 года, которым ему отказано в удовлетворении административного искового заявления об отмене результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ярославскому одномандатному избирательному округу N 194 Ярославская область - Ярославский одномандатный избирательный округ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., ознакомившись с письменным заключением прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я. о том, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года N 291 выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва были назначены на 18 сентября 2016 года.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 апреля 2016 года N 5/36-7 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ярославскому одномандатному избирательному округу N 194 возложены на Избирательную комиссию Ярославской области.
Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 8 августа 2016 года N 169/1177-5 Артемьев А.Н., выдвинутый Всероссийской политической партией "Партия Роста", зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу Ярославская область - Ярославский одномандатный избирательный округ N 194.
Постановлением этой же комиссии от 1 августа 2016 года N 166/1152-5 по указанному одномандатному избирательному округу кандидатом в депутаты был зарегистрирован Грибов А.С., выдвинутый Всероссийской политической партией "Единая Россия".
20 сентября 2016 года постановлением Избирательной комиссии Ярославской области N 184/1247-5 выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва признаны состоявшимися, результаты выборов - действительными. Избранным депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва признан Грибов А.С., получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Артемьев А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене постановления Избирательной комиссии Ярославской области 20 сентября 2016 года N 184/1247-5, мотивируя требования тем, что Грибов А.С. незаконно согласовал указанную в избирательном бюллетене информацию о месте своей работы и занимаемой должности.
По мнению административного истца, в нарушение требований пункта 5 статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Грибовым А.С. была указана в качестве места работы Общественная палата Ярославской области, а в качестве должности - председатель. Вместе с тем, согласно сведениям, размещенным на сайте Общественной палаты Ярославской области, местом работы Грибова А.С. является Департамент общественных связей Ярославской области. Заработную плату Грибов А.С. также получает в Департаменте общественных связей Ярославской области и в правительстве Ярославской области, поскольку состоит в штате Департамента в должности консультанта.
Приведение недостоверной информации о должности и месте работы Грибова А.С. в избирательных бюллетенях ввело избирателей в заблуждение и не позволило сделать осознанный выбор, а потому результаты выборов подлежат отмене.
Артемьев А.Н. считает, что Грибов А.С. умышленно скрыл информацию о действительном месте работы и занимаемой должности, незаконно согласовал сведения о роде занятий, отраженные в избирательном бюллетене, в период избирательной кампании использовал преимущества своего должностного положения, не приостанавливал свои полномочия председателя Общественной палаты Ярославской области.
Решением Ярославского областного суда от 23 декабря 2016 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель Артемьева А.Н. - Симон А.А. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 100 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" одним из оснований для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования является установление таких нарушений законодательства Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Аналогичное основание для отмены решения избирательной комиссии содержится в подпункте "д" пункта 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Судом установлено, что Грибов А.С. в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва являлся председателем Общественной палаты Ярославской области. Информация об этом содержалась в избирательных бюллетенях.
Денежное вознаграждение в связи с исполнением обязанностей председателя Общественной палаты Ярославской области Грибову А.С. выплачивалось Департаментом общественных связей Ярославской области, поскольку Общественная палата Ярославской области не обладает статусом и правами юридического лица.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что должность председателя Общественной палаты Ярославской области не является должностью государственной гражданской службы, поскольку не связана с осуществлением полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Выплата вознаграждения за занятие данной должности за счет бюджетных средств Департаментом общественных связей Ярославской области сама по себе не может являться критерием отнесения данной должности к категории должностей государственной гражданской службы Ярославской области.
Также суд указал в решении на то, что действующее законодательство не устанавливает обязанности приостановления членства в Общественной палате Ярославской области в период участия в избирательной кампании.
Вопреки утверждениям административного истца суд установил, что Грибов А.С. не состоял в штате сотрудников Департамента общественных связей Ярославской области, трудовой договор с ним не заключался. Ежемесячное денежное вознаграждение за исполнение обязанностей председателя поручено Департаменту общественных связей Ярославской области на основании Указа губернатора Ярославской области от 24 февраля 2015 года N 79 "О реализации статей 8, 20 Закона Ярославской области от 7 октября 2008 года N 50-з "Об общественной палате Ярославской области". Финансирование расходов при этом осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных Департаменту общественных связей Ярославской области в областном бюджете на соответствующий год на обеспечение деятельности Общественной палаты Ярославской области.
В связи с изложенным суд не усмотрел нарушений законодательства в связи с предоставлением Грибовым А.С. информации о месте работы и занимаемой должности и включением сведений об этом в избирательные бюллетени, и, следовательно, их влияния на действительную волю избирателей.
С такими выводами суда Судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на вышеприведенных нормах законодательства и подтверждаются материалами административного дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств дела, а потому не могут служить основанием к отмене решения.
Указание в жалобе на то, что оставленная судом без внимания запись в трудовой книжке Грибова А.С. о месте его основной работы могла бы являться доказательством его нахождения на государственной службе, Судебной коллегией отклоняется за необоснованностью.
Подлежащее доказыванию осуществление Грибовым А.С. деятельности в качестве председателя Общественной палаты Ярославской области судом установлено. Квалификация характера занимаемой Грибовым А.С. должности и невозможность ее отнесения к должностям государственной службы определена судом правильно, на основании действующих нормативных правовых актов.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Ярославской области от 7 октября 2008 года N 50-з "Об Общественной палате Ярославской области" Общественная палата является постоянно действующим консультативным совещательным органом и не обладает правами юридического лица.
На основании части 1 статьи 5 указанного Закона Ярославской области члены Общественной палаты на первом заседании избирают открытым голосованием из своего состава на срок полномочий Общественной палаты Совет Общественной палаты и председателя Общественной палаты.
В силу пункта 1 части 2 статьи 7 этого же Закона Ярославской области членами Общественной палаты не могут быть выборные должностные лица, депутаты, судьи, а также лица, замещающие иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности и должности муниципальной службы.
Статьей 20 Закона Ярославской области "Об Общественной палате Ярославской области" установлено, что организационное, информационное, правовое и материально-техническое обеспечение деятельности Общественной палаты осуществляется правительством Ярославской области и иными органами исполнительной власти Ярославской области в порядке, установленном губернатором Ярославской области. Правительство Ярославской области предоставляет помещения для проведения заседаний Общественной палаты, Совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты. Расходы на обеспечение деятельности Общественной палаты осуществляются за счет средств областного бюджета.
Исходя из приведенных норм, членство в Общественной палате Ярославской области и должность ее председателя не могут быть связаны с государственной службой. Замещение должности государственной гражданской службы либо государственной должности является препятствием для назначения лица членом Общественной палаты. Данное обстоятельство не может устанавливаться на основании записи в трудовой книжке, поскольку определяется в силу нормативных положений закона.
Довод жалобы о том, что в сопроводительном письме неправильно указан срок обжалования решения суда, правового значения не имеет и в качестве повода к отмене решения рассматриваться не может.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Ярославского областного суда от 23 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Артемьева А.Н. - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------