Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 22.02.2017 N 43-АПГ16-24

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 февраля 2017 г. N 43-АПГ16-24

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Зинченко И.Н.

судей Корчашкиной Т.Е. и Абакумовой И.Д.

при секретаре Костереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гагарина Н.Д. о признании не действующим в части постановления Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2016 года N 179 "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Удмуртской Республики",

по апелляционной жалобе Гагарина Н.Д., поданной его представителем Красновым Н.А., на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 30 сентября 2016 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Гагарина Н.Д. отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., возражения представителей администрации главы и Правительства Удмуртской Республики Русских Л.Н. и Мухачевой А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., полагавшего решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

установила:

Правительством Удмуртской Республики 29 апреля 2016 года принято постановление N 179 "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Удмуртской Республики", которое опубликовано 11 мая 2016 года на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru.

Пунктом 1 указанного постановления изменена редакция пункта 24 постановления Правительства Удмуртской Республики от 6 декабря 2010 года N 376 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР", которым установлены границы государственных охотничьих заказников:

1) Валамазский государственный охотничий бобровый заказник на территории Селтинского и Красногорского районов Удмуртской Республики, площадь - 12,23 тыс. га;

2) Казанский государственный охотничий комплексный заказник на территории Кизнерского и Вавожского районов Удмуртской Республики, площадь - 12,11 тыс. га;

3) Кепский государственный охотничий комплексный заказник на территории Балезинского района Удмуртской Республики, площадь - 24,32 тыс. га;

4) Кулигинский государственный охотничий бобровый заказник на территории Кезского района Удмуртской Республики, площадь 29,17 тыс. га;

5) Лумпунский государственный охотничий бобровый заказник на территории Сюмсинского района Удмуртской Республики, площадь - 18,15 тыс. га;

6) Областновский государственный охотничий комплексный заказник на территории Увинского и Завьяловского районов Удмуртской Республики, площадь - 6,533 тыс. га;

7) Пестеринский государственный охотничий бобровый заказник на территории Красногорского района Удмуртской Республики, площадь - 11,24 тыс. га;

8) Салинский государственный охотничий комплексный заказник на территории Красногорского и Игринского районов Удмуртской Республики, площадь - 19,09 тыс. га;

9) Северный государственный охотничий комплексный заказник на территории Глазовского района Удмуртской Республики, площадь - 25,59 тыс. га;

10) государственный охотничий заказник "Потерянный ключ" на территории Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики, площадь - 9,799 тыс. га.

Гагарин Н.Д. обратился в суд с административным иском о признании не действующим в части постановления Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2016 года N 179 "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Удмуртской Республики". В обоснование заявленного требования сослался на то, что пункт 1 оспариваемого постановления не соответствует требованиям законодательства, поскольку описание границ заказников произведено по несуществующим ориентирам, что вносит неопределенность в применении указанной нормы и нарушает права административного истца как охотника и автолюбителя. Также Гагарин Н.Д. указывает на нарушение его права на благоприятную окружающую среду ввиду существенного сокращения обжалуемой нормой площади заказников. Полагает, что административным ответчиком нарушен порядок согласования изменения границ заказников, установленный положениями Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ).

Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 30 сентября 2016 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Гагарина Н.Д.

В апелляционной жалобе, поданной его представителем Красновым Н.А., Гагарин Н.Д. просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и принять по делу новое решение.

Из прокуратуры Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики поступили возражения на апелляционную жалобу.

Гагарин Н.Д., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения его апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда подлежащим отмене исходя из следующего.

В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Таким органом в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года N 1219 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации", является Минприроды России.

Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 406-ФЗ) установлено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 10 указанного Федерального закона он вступил в силу 30 декабря 2013 года.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в настоящее время на территории Удмуртской Республики в период с 1963 года по 1996 год созданы 11 государственных охотничьих заказников, площадь которых по состоянию на 30 декабря 2013 года составляла:

1) Валамазский государственный охотничий бобровый заказник - 14,2 тыс. га;

2) Казанский государственный охотничий комплексный заказник - 10 тыс. га;

3) Кепский государственный охотничий комплексный заказник - 27,2 тыс. га;

4) Кулигинский государственный охотничий бобровый заказник - 37,8 тыс. га;

5) Лумпунский государственный охотничий бобровый заказник - 41,6 тыс. га;

6) Областновский государственный охотничий комплексный заказник - 22,0 тыс. га;

7) Пестеринский государственный охотничий бобровый заказник - 24 тыс. га;

8) Салинский государственный охотничий комплексный заказник - 33,5 тыс. га;

9) Северный государственный охотничий комплексный заказник - 41,6 тыс. га;

10) Чекеровский государственный охотничий комплексный заказник - 9,1 тыс. га;

11) Государственный охотничий заказник "Потерянный ключ" - 16,1 тыс. га.

Пунктом 25 постановления Правительства Удмуртской Республики от 6 декабря 2010 года N 376 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР" вышеперечисленные заказники отнесены к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Таким образом, пунктом 1 обжалуемого постановления Правительство Удмуртской Республики изменило площади и границы 10 заказников по сравнению с существовавшими по состоянию на 30 декабря 2013 года, что привело к существенному уменьшению площади заказников, а также исключило описание границ Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника. Территории, исключенные из границ заказников, были лишены режима их особой охраны.

Отказывая Гагарину Н.Д. в удовлетворении заявленного требования, суд пришел к выводу о том, что оспариваемой нормой государственные охотничьи заказники вновь не создавались, их режим не менялся, согласования в порядке пункта 6 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ не требовалось. По мнению Верховного Суда Удмуртской Республики, уменьшение территорий государственных охотничьих заказников создает более благоприятные условия для добычи животных ресурсов, позволяет использовать транспортные средства на большей территории, что свидетельствует об отсутствии факта нарушения прав административного истца как охотника и автолюбителя. Также суд счел предположительными доводы Гагарина Н.Д. о нарушении его права на благоприятную окружающую среду.

По мнению Судебной коллегии, указанные выводы суда не соответствуют действующему законодательству, поскольку суд не учел вышеназванные положения части 3 статьи 10 Федерального закона N 406-ФЗ, не позволяющие изменять границы особо охраняемых природных территорий без соблюдения порядка, установленного Федеральным законом N 33-ФЗ.

Поскольку вследствие принятия обжалуемой нормы уменьшилось как количество, так и площадь заказников, существовавших на дату вступления в силу Федерального закона N 406-ФЗ, Правительство Удмуртской Республики должно было предварительно согласовать такие изменения в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В свою очередь, факт отсутствия согласования Правительством Удмуртской Республики с Минприроды России изменения границ заказников установлен судом и не оспаривается административным ответчиком.

Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении спорными положениями прав административного истца на использование особо охраняемых природных территорий в пределах ранее установленной площади.

Учитывая изложенное, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что пункт 1 постановления Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2016 года N 179 "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Удмуртской Республики" принят в нарушение положений части 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Довод административного ответчика об отсутствии обязанности согласовывать спорные изменения с Минприроды России отклоняется Судебной коллегией как основанный на неправильном толковании положений Федерального закона N 33-ФЗ. При этом наличие согласования со стороны Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике относительно введения ограничений, предусмотренных пунктом 2 постановления Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2016 года N 179 "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Удмуртской Республики", не имеет значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку указанный пункт не касается изменения границ заказников.

Отклоняется судебной коллегией и довод о законности оспариваемой нормы ввиду того, что границы особо охраняемой природной территории не были отражены в соответствующих кадастровых паспортах. Данное обстоятельство не свидетельствует о законности оспариваемого постановления, поскольку не освобождает административного ответчика от соблюдения требований федерального законодательства об особо охраняемых природных территориях.

С учетом изложенного Судебная коллегия приходит к выводу о том, что по приведенным выше основаниям решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 30 сентября 2016 года подлежит отмене.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 30 сентября 2016 года отменить и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления Гагарина Н.Д.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 постановления Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2016 года N 179 "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Удмуртской Республики".

Возложить на Правительство Удмуртской Республики обязанность опубликовать данное решение на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления