ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 21 ноября 2018 г. N 44-АПГ18-26
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТранснефтьЭлектросетьСервис" о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 14 марта 2018 г. N 2-э "О признании утратившим силу постановления Региональной службы по тарифам. Пермского края от 29.12.2014 N 88-э "О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "ТранснефтьЭлектросетьСервис" (г. Самара)"
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ТранснефтьЭлектросетьСервис" на решение Пермского краевого суда от 9 июля 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "ТранснефтьЭлектросетьСервис" Смирнова О.О., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края (далее также - РСТ Пермского края, тарифный орган) от 29 декабря 2014 г. N 88-э "О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "ТранснефтьЭлектросетьСервис" (г. Самара) на территории Пермского края" (далее также - Постановление N 88-э) для общества с ограниченной ответственностью "ТранснефтьЭлектросетьСервис" (далее также - ООО "ТЭС", Общество) на территории Пермского края установлены долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2019 г. включительно, долгосрочные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями с календарной разбивкой.
Постановлениями РСТ Пермского края от 11 ноября 2015 г. N 80-э, от 30 июня 2015 г. N 38-э, от 25 июля 2016 г. N 8-э, от 1 декабря 2016 г. N 34-э в Постановление N 88-э вносились изменения, согласно которым приложение 2 "Долгосрочные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "ТранснефтьЭлектросетьСервис" (г. Самара), рассчитанные на основе долгосрочных параметров регулирования, вводимые в действие с 1 января 2015 года" излагалось в новой редакции.
Постановлением РСТ Пермского края от 14 марта 2018 г. N 2-э "О признании утратившим силу постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 29.12.2014 N 88-э "О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "ТранснефтьЭлектросетьСервис" (г. Самара)" (далее также - Постановление N 2-э) названные выше нормативные правовые акты тарифного органа признаны утратившими силу.
ООО "ТЭС" обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании Постановления N 2-э не действующим со дня его принятия.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ему на праве аренды объектов электросетевого хозяйства и соответствует всем критериям территориальной сетевой организации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее также - Критерии). Полагает, что тарифный орган не вправе был прекращать действие установленных тарифов, поскольку неверно определил состав электросетевого хозяйства, которое Общество использует для осуществления регулируемой деятельности. В соответствии с постановлением РСТ Пермского края от 31 октября 2016 г. N 13-э ООО "ТЭС" указано в котловом тарифе Пермского края под номером 33. Также административный истец ссылался на несоблюдение регулирующим органом пунктов 26, 28, 30 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее также - Правила государственного регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", так как протокол заседания Правления регулирующего органа не был опубликован в сети "Интернет".
Решением Пермского краевого суда от 9 июля 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ТЭС", ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, что неполное проведение административным ответчиком анализа представленных Обществом документов и оформление экспертного заключения и протокола заседания правления с существенным нарушением Правил государственного регулирования цен является достаточным основанием для признания недействующим оспариваемого постановления. Тарифным органом учтены не все объекты электросетевого хозяйства Общества, в том числе со ссылкой на отсутствие в схеме сведений о длине линий электропередач, хотя такая информация в представленных документах имеется, указана в договоре аренды. Выводы суда о том, что ВЛ-110 кВ не соответствует ГОСТ 24291-90 и ПС 110/6 кВ "Тишково" (НПС "Оса-1") не имеет непосредственного соединения с линиями электропередач, не основаны на материалах дела. Приобщенные к тарифному делу однолинейные схемы содержат неактуальную информацию, в них не указаны объекты электросетевого хозяйства, арендованные в 2017 г. Часть объектов электросетевого хозяйства в 2017 г. была арендована Обществом дополнительно именно для целей осуществления технологического присоединения и передачи электроэнергии в 2018 г. Административный истец также полагает выводы суда о необходимости наличия оформленной первичной документации между ООО "ТЭС" и филиалом "Пермьэнерго" для подтверждения факта владения арендованным имуществом не основанными на законе. Обращает внимание на отсутствие в решении оценки показаний допрошенного по делу свидетеля Никитина Н.А.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Регулирование отношений в сфере электроэнергетики осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее также - Закон об электроэнергетике), постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее также - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
Согласно положениям статьи 3 Закона об электроэнергетике субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе территориальные сетевые организации - коммерческие организации, которые оказывают услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных названным Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и соответствующие утвержденным Правительством Российской Федерации Критериям.
Пунктом 3 Основ ценообразования установлено, что в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Тарифы для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, оспариваемое постановление РСТ Пермского края принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, в установленной форме, размещено на официальном сайте тарифного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 19 марта 2018 г. и опубликовано в официальном периодическом издании, осуществляющем публикацию нормативных правовых актов органов исполнительной власти Пермского края, - "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" от 26 марта 2018 г., N 12.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого постановления законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку ООО "ТЭС" требованиям критериев отнесения владельцев электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям не отвечает, нарушений процедуры принятия Постановления N 2-э не установлено.
С такими выводами суда первой инстанции Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным согласиться, поскольку они мотивированны, сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в деле доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам статьи 84 КАС РФ, с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определены Правилами государственного регулирования цен.
Из абзаца первого пункта 8 Правил государственного регулирования цен следует, что установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено названными Правилами.
В соответствии с положениями абзаца второго пункта 24 Правил государственного регулирования цен основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
К названным критериям относятся в том числе владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА (пункт 1 Критериев); владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 названных критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи (пункт 2 Критериев).
Таким образом, для отнесения владельца объектов электросетевого хозяйства к территориальной сетевой организации такое лицо должно не только владеть на праве собственности или ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), сумма протяженности которых по трассе составляет не менее 15 км, но также трансформаторами (автотрансформаторами), сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА, и при условии, что линии электропередачи непосредственно соединены с этими трансформаторными и иными подстанциями.
Документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности, регулируемые организации прилагают к заявлениям об установлении тарифов (пункт 17 Правил регулирования цен).
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует) (абзац третий пункта 24 Правил государственного регулирования цен).
Из совокупного анализа приведенных норм следует, что действующее правовое регулирование не исключает возможность прекращения действия установленных цен (тарифов) до окончания периода регулирования.
Как усматривается из материалов дела, 24 апреля 2017 г. ООО "ТЭС" представило в РСТ Пермского края заявление на корректировку регулируемого тарифа на 2018 г. с приложением обосновывающих материалов.
По результатам рассмотрения заявления приказом РСТ Пермского края от 4 мая 2017 г. N 111-од открыто дело об установлении (корректировке) регулируемых тарифов, проведена проверка хозяйственной деятельности Общества.
27 июня 2017 г. РСТ Пермского края направила запрос N СЭД-46-06-09-310 в регулируемую организацию о предоставлении дополнительных материалов, подтверждающих обоснованность отнесения организации к территориальным сетевым организациям на 2017 г., в том числе информации о составе электросетевого имущества, используемого в регулируемой деятельности.
25 июля 2017 г. ООО "ТЭС" представлены уточненные сведения (договор аренды, заключенный 16 января 2017 г. между ООО "ТЭС" и АО "Транснефть-Урал" N 005.02.-03.17, договор аренды, заключенный 20 февраля 2017 г. между ООО "ТЭС" и АО "Транснефть-Прикамье" N 029.03-02.17, с отметками о регистрации, однолинейные схемы).
Проанализировав представленные Обществом документы и установив несоответствие ООО "ТЭС" пункту 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, поскольку достаточной протяженности линии электропередачи (воздушные и (или) кабельные) 10/6/0,4 кВ, технологически присоединенные к трансформаторным и иным подстанциям, во владении Общества отсутствуют, регулирующий орган 1 ноября 2017 г. направил административному истцу соответствующее уведомление.
Тем самым, обязанность направления юридическому лицу уведомления об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует), предусмотренная абзацем третьим пункта 24 Правил государственного регулирования цен, тарифным органом исполнена.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "ТЭС" от 4 декабря 2017 г. Федеральной антимонопольной службой нарушений действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в действиях РСТ Пермского края по невключению Общества в перечень организаций, в отношении которых устанавливаются тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2018 г., не выявлено.
Вопрос о признании утратившим силу Постановления N 88-э рассмотрен 14 марта 2018 г. на заседании правления тарифного органа, в котором принимало участие 6 членов правления, в том числе председатель - руководитель РСТ Пермского края, а также присутствовал представитель регулируемой организации; решение принято на основании результатов рассмотрения обосновывающих материалов, представленных регулируемой организацией; с материалами регулирующего органа, проектами решений представители Общества ознакомлены, ответ Федеральной антимонопольной службы по жалобе ООО "ТЭС" регулирующим органом получен к моменту заседания правления 14 марта 2018 г.
Судом установлено, что Постановление N 2-э и протокол заседания правления размещены на официальном сайте регулирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 19 марта 2018 г., копии названных документов направлены в адрес Общества в ту же дату.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции установил, что принятию оспариваемого Постановления N 2-э предшествовали: проверка хозяйственной деятельности Общества, запрос тарифным органом документов, подтверждающих обоснованность отнесения Общества к территориальным сетевым организациям на 2017 г., а также анализ соответствия ООО "ТЭС" критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, о чем указано в заключении экспертов тарифного органа, подготовленном в соответствии с подпунктом 8 пункта 23 Правил государственного регулирования цен. При этом тарифным органом обоснованно учитывались только объекты электросетевого оборудования Общества, непосредственно участвующие в осуществлении регулируемого вида деятельности.
На заседании правления 14 марта 2018 г. тарифным органом установлено, что административный истец не соответствует Критерию N 2, поскольку Общество владеет на праве собственности или ином законном основании на срок не менее долгосрочного регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), относящимися к одному классу напряжения 1 - 20 кВ, сумма протяженности которых составляет более 15 км (фактически 128,867 км), однако линии электропередачи не имеют технологической связи с трансформаторными подстанциями, находящимися в пользовании организации, суммарная мощность которых составляет более 10 МВА (фактически 32,6 МВА).
Выводы тарифного органа не опровергнуты, наличие непосредственного соединения линий электропередач с трансформаторными подстанциями суммарной мощностью не менее 10 МВА административным истцом не доказано.
Неактуальность представленных Обществом схем, использование ООО "ТЭС" только части электросетевого имущества (ПС 110/6 кВ "Тишково", ПС 110/6 кВ "Слудка"), отсутствие непосредственно соединенных линий электропередачи с трансформаторными подстанциями, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе материалами тарифного дела, ведомостями приема-передачи электрической энергии по сетям административного истца, совпадающими с данными актов выполненных работ, формами статистической отчетности, и не опровергаются показаниями допрошенного судом первой инстанции в качестве свидетеля Никитина Н.А.
При указанных обстоятельствах оснований считать решение РСТ Пермского края о несоответствии Общества статусу территориальной сетевой организации необоснованным не имеется.
Протокол заседания правления РСТ Пермского края содержит основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования с учетом вынесенного на рассмотрение правления вопроса, что соответствует пункту 26 Правил регулирования цен. Не отражение в протоколе писем и особого мнения ООО "ТЭС" относительно их соответствия названным критериям само по себе о нарушении процедуры принятия Постановления N 2-э не свидетельствует.
Таким образом, доводы административного истца о нарушении установленной процедуры рассмотрения вопросов, связанных с установлением тарифов, обоснованно признаны судом несостоятельными, нарушений пунктов 26, 28, 30 Правил государственного регулирования цен административным ответчиком не допущено.
Иные доводы ООО "ТЭС", изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приведенным в административном исковом заявлении, являлись предметом проверки суда первой инстанции, который обоснованно по мотивам, приведенным в решении, признал их несостоятельными, оснований не согласиться с выводами суда у Судебной коллегии не имеется.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Основания для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, в том числе те, на которые ссылается представитель административного истца, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Пермского краевого суда от 9 июля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТранснефтьЭлектросетьСервис" - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------