ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 августа 2018 г. N 72-АПГ18-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Сивцова Александра Евгеньевича на решение Забайкальского краевого суда от 1 августа 2018 года, которым удовлетворен административный иск Щебенькова Александра Викторовича о признании незаконным и отмене постановления Центральной г. Читы территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии Железнодорожного одномандатного избирательного округа N 5 от 19 июля 2018 года N 42/189ж "О регистрации кандидата в депутаты Забайкальского края третьего созыва А.Е. Сивцова, выдвинутого избирательным объединением Забайкальское краевое отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" по Железнодорожному одномандатному избирательному округу N 5".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Законодательного Собрания Забайкальского края от 6 июня 2018 года N 116 выборы депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва назначены на 9 сентября 2018 года.
Постановлением избирательной комиссии Забайкальского края от 31 мая 2018 года N 141/1026-2 полномочия окружной избирательной комиссии по Железнодорожному одномандатному избирательному округу N 5 возложены на Центральную г. Читы территориальную избирательную комиссию.
Постановлением Центральной г. Читы территориальной избирательной комиссии (далее - избирательная комиссия) от 19 июля 2018 года N 42/189ж Сивцов А.Е., выдвинутый избирательным объединением Забайкальское краевое отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва по Железнодорожному одномандатному избирательному округу N 5.
Щебеньков А.В., выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина", зарегистрированный кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва по тому же избирательному округу, обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить постановление о регистрации Сивцова А.Е., ссылаясь на то, что данный кандидат не представил в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться, а также на наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата Сивцова А.Е. среди представленных им документов справок, содержащих сведения, указанные в подпункте "б" пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в отношении кандидата и его супруги, оформленных с нарушением требований закона.
Решением Забайкальского краевого суда от 1 августа 2018 года административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Сивцов А.Е. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда незаконным, постановленным в результате неправильного применения норм материального права и подлежащим отмене.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации является:
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в");
наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1").
Согласно положениям статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о выдвижении кандидата избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке (пункт 1). Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные названным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу (пункт 2).
Подпунктом "б" пункта 3.1 статьи 33 этого же Федерального закона предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в избирательную комиссию представляются составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации, сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Проанализировав заявление Сивцова А.Е. о согласии баллотироваться, суд пришел к правильному выводу о том, что указание в машинописной части его текста фамилии кандидата "Севцов", на что ссылался административный истец, при том, что в заявлении имеется собственноручная запись кандидата "Сивцов Александр Евгеньевич" и к заявлению приложен паспорт кандидата Сивцова А.Е., является опиской и не привело к искажению информации о кандидате, в связи с чем не может служить основанием для отмены регистрации кандидата.
Вместе с тем, разрешая спор, суд дал неверную оценку представленным кандидатом Сивцовым А.Е. в избирательную комиссию для регистрации справкам, содержащим сведения, предусмотренные приведенным подпунктом "б" пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Формы справок, в которых должны быть отражены сведения, перечисленные в подпункте "б" пункта 3.1 статьи 33 названного Федерального закона, утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546.
Суд установил, что кандидат Сивцов А.Е. представил в избирательную комиссию справки, составленные по указанной форме и содержащие сведения о расходах кандидата и супруги кандидата.
Поскольку в данных справках указано на приобретение квартиры, при этом раздел об источниках средств, за счет которых она приобретена (раздел 3), не заполнен, а в справке о расходах супруги кандидата указано также и на приобретение автомобиля без указания суммы сделки и заполнения раздела об источниках средств, за счет которых он приобретен, суд пришел к выводу о том, что кандидатом Сивцовым А.Е. соответствующие сведения представлены в неполном объеме и вызывают сомнения.
При указанных обстоятельствах суд усмотрел наличие оснований для отмены регистрации кандидата Сивцова А.Е., предусмотренных подпунктом "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона.
С такими выводами суда Судебная коллегия согласиться не может в связи со следующим.
Как указывалось выше пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закреплена обязанность кандидата представить приведенные в данном пункте сведения по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546.
Следовательно, представление кандидатом таких сведений по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, свидетельствует о соблюдении требований закона.
Данная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2017 года (пункт 2.1).
Согласно подпункту "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 33 этого же Федерального закона, иным законом.
Как следует из подпункта "б" пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", сведения о расходах подлежат представлению только по сделкам, сумма которых превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
В Примечании 1 к справке, форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, указано, что справка заполняется в случае, если сумма сделки, совершенной в течение последних трех лет до первого числа месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов, превышает общий доход лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки; если в отчетный период кандидат, его супруга (супруг) и несовершеннолетние дети не совершали указанных сделок, то в графе "Наименование имущества" раздела 2 данной справки проставляются слова "В течение последних трех лет сделок по приобретению указанного имущества на сумму, превышающую общий доход кандидата и его супруги (супруга) за три последних года, не имелось" и остальные графы раздела 2 и графы раздела 3 не заполняются.
Среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата Сивцова А.Е., имеется справка о доходах кандидата, из которой следует, что сумма его дохода за 2017 год превышает стоимость имущества, указанного в справках о расходах данного кандидата и его супруги, в том числе и стоимость автомобиля, сумма сделки по приобретению которого содержится в представленном кандидатом договоре купли-продажи.
С учетом того, что из представленных кандидатом справок о расходах и других документов кандидата в совокупности однозначно следует, что сделок по приобретению имущества, о которых надлежит представить сведения в соответствии с требованием федерального закона, кандидатом и его супругой не совершалось, не имеется оснований полагать, что кандидатом не представлены какие-либо сведения о таких сделках, а, следовательно, и о наличии предусмотренных подпунктом "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" оснований для отказа в регистрации кандидата.
Выводы суда о несоблюдении кандидатом Сивцовым А.Е. требований о представлении в избирательную комиссию банковской справки, подтверждающей остаток средств на специальном избирательном счете, о неправильном заполнении первого финансового отчета не могли послужить основанием для удовлетворения административного иска.
Указанные дополнительные основания для отмены оспариваемого постановления были заявлены представителем административного истца устно в судебном заседании 1 августа 2018 года, то есть за пределами пресекательного десятидневного срока, установленного частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Кроме того, пунктом 2 части 1 статьи 29 Закона Забайкальского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края" предусмотрена обязанность кандидата одновременно с документами для регистрации представить в избирательную комиссию первый финансовый отчет. Требований о предоставлении кандидатом банковской справки об остатке денежных средств на день подачи первого финансового отчета закон субъекта Российской Федерации не содержит.
Поскольку основанием отказа в регистрации кандидата может служить лишь отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с законом, несоблюдение кандидатом требований о предоставлении банковской справки, установленных Инструкцией о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Забайкальского края от 31 мая 2018 года N 141/1033-2, повлечь отказ в регистрации не могло.
Данная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2017 года (пункт 2.3), однако, без какого-либо обоснования оставлена судом без внимания.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным, в связи с чем оно подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Забайкальского краевого суда от 1 августа 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска Щебенькова А.В. о признании незаконным и отмене постановления Центральной г. Читы территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии Железнодорожного одномандатного избирательного округа N 5 от 19 июля 2018 года N 42/189ж "О регистрации кандидата в депутаты Забайкальского края третьего созыва А.Е. Сивцова, выдвинутого избирательным объединением Забайкальское краевое отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" по Железнодорожному одномандатному избирательному округу N 5".
------------------------------------------------------------------