ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 июня 2018 г. N 65-АПГ18-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора Еврейской автономной области на решение суда Еврейской автономной области от 18 января 2018 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления прокурора Еврейской автономной области о признании недействующим абзаца первого пункта 8 Порядка осуществления регионального государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле на территории Еврейской автономной области, утвержденного постановлением Правительства Еврейской автономной области от 3 июля 2017 года N 292-пп.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение незаконным и необоснованным и поэтому подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
прокурор Еврейской автономной области обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточненных требований) о признании недействующим абзаца первого пункта 8 Порядка осуществления регионального государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле на территории Еврейской автономной области, утвержденного постановлением Правительства Еврейской автономной области от 3 июля 2017 года N 292-пп (в редакции постановления от 25 октября 2017 года N 438-пп), в соответствии с которым к отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного контроля, в том числе с организацией и проведением проверок субъектов контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", и принимаемые в соответствии с ним нормативные правовые акты Еврейской автономной области, за исключением осуществления регионального государственного контроля в отношении органов местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области.
По мнению прокурора, правовое регулирование в этой части противоречит пункту 2 статьи 29.2 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьям 4, 16 Федерального закона от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", полагая, что при осуществлении государственного контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации, хранения, комплектования, учета и использования архивных документов неприменимы положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в связи с тем, что деятельность государственных органов в этой сфере является государственно-властной деятельностью.
Решением суда Еврейской автономной области от 18 января 2018 года отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционном представлении прокурор Еврейской автономной области просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительством Еврейской автономной области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Разрешая вопрос о законности оспариваемой нормы, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что субъект Российской Федерации, определяя организационно-правовой механизм регионального государственного контроля в области архивного дела и в связи с этим распространяя действие положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", действовал правомерно.
С выводом суда следует согласиться.
Федеральный закон от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" наделяя субъекты Российской Федерации полномочиями по проведению государственной политики в сфере архивного дела на территории субъекта Российской Федерации, хранение, комплектование, учет и использование архивных фондов, государственных архивов субъекта Российской Федерации, музеев, библиотек субъекта Российской Федерации, органов государственной власти и иных государственных органов субъекта Российской Федерации, государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 4), одновременно определяет особенности правового положения архивных документов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, вопросы создания архивов, организации управления архивным делом в Российской Федерации, в том числе финансовое и материально-техническое обеспечение архивного дела, контроля за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации, требования, предъявляемые к хранению и учету архивных документов, комплектованию архивов архивными документами, их использованию, ответственность за нарушение законодательства об архивном деле в Российской Федерации.
Из содержания федеральных норм следует, что архивное дело в Российской Федерации - деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов (пункт 1 статьи 3); архив - учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов (пункт 9 статьи 3), государственный архив - федеральное государственное учреждение, создаваемое Российской Федерацией, или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, которые осуществляют комплектование, учет, хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов (пункт 10 статьи 3); государственные органы обязаны создавать архивы для хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов (статья 13); при этом государственные архивы вправе осуществлять приносящую доход деятельность, так как это предусмотрено их учредительными документами, служит и соответствует достижению целей, ради которых они созданы, а также вправе покрывать свои расходы за счет иных поступлений, разрешенных законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 15); государственные органы, организации, граждане в целях обеспечения единых принципов организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов руководствуются в работе с архивными документами законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации (часть 5 статьи 14), при этом в силу прямого указания законодателя государственные органы, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать финансовые, материально-технические и иные условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования архивных документов, предоставлять создаваемым им архивам здания и (или) помещения, отвечающие нормативным требованиям хранения архивных документов и условиям труда работников архивов (часть 1 статьи 15); государственные органы, организации, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частями 1 и 1.1 статьи 23 названного федерального закона (часть 1 статьи 17).
Говоря о полномочиях государственных органов власти в сфере архивного дела, законодатель выделяет полномочия, являющиеся по своей юридической природе властными (разработка и проведение единой государственной политики в сфере архивного дела, установление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, утверждение типовых перечней архивных документов с указанием сроков их хранения и инструкции по применению этих перечней, утверждение перечней экспертно-проверочных комиссий, решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, в собственность Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, государственное управление архивным делом, контроль за соблюдением указанных правил, а также привлечение к ответственности за нарушение законодательства об архивном деле в Российской Федерации (пункты 1, 2 части 1, пункты 1 и 3 части 2 статьи 4, статья 6, статья 16, статья 27), осуществляемые уполномоченными на то специальными государственными органами власти в рамках своей межотраслевой компетенции.
Кроме того законодателем выделяются полномочия не являющиеся властными (организация хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, осуществляемые субъектами (источниками) комплектования государственных архивов архивными документами).
Поскольку объектом регионального государственного контроля является деятельность государственных органов Еврейской автономной области, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по хранению, комплектованию, учету и использованию документов Архивного фонда, и других архивных документов, то у суда нет оснований для вывода о незаконности применения к отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного контроля, положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Данное правовое регулирование в полной мере согласуется с требованиями пункта 8 статьи 29.2 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в силу которой к отношениям, возникающим при организации и осуществлении мероприятий по контролю, в части, не урегулированной указанной статьей, а также при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не связанной с реализацией властных полномочий, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что иных доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение суда Еврейской автономной области от 18 января 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Еврейской автономной области - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------