ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 июня 2018 г. N 5-АПГ18-45
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы на решение Московского городского суда от 19 декабря 2017 года об удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Всероссийский научно-исследовательский институт "Эталон" о признании недействующими пунктов 21150, 21185 Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы Снегиревой А.И. и Тетериной Е.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно удовлетворения апелляционной жалобы представителя АО ВНИИ "Эталон" Желтиковой С.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
28 ноября 2014 года Правительством Москвы издано постановление N 700-ПП, подпунктом 1.1 которого определен перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП в подпункте 1.1 постановления правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 год и последующие налоговые периоды". Названный перечень объектов недвижимого имущества изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП в подпункте 1.1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций". Указанный перечень объектов недвижимого имущества изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года.
В пункты 21185 и 21150 названного Перечня на 2017 года включены здания с кадастровыми номерами 77:09:0004021:1185 и 77:09:0004021:1099, расположенные по адресу: г. Москва, ул. 1-я Ямского Поля, д. 19, стр. 1 и стр. 2 соответственно.
Акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский институт "Эталон" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими данных пунктов Перечня, указав в обоснование заявленных требований, что нежилые здание с кадастровыми номерами 77:09:0004021:1185 и 77:09:0004021:1099 не подпадают под критерии, установленные статьей 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; включение их в Перечень на 2017 год неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 19 декабря 2017 года административное исковое заявление АО "ВНИИ Эталон" удовлетворено, оспариваемые им положения признаны не действующими с 1 января 2017 года.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы и Департамент экономической политики и развития г. Москвы просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, АО "ВНИИ Эталон" и прокуратурой г. Москвы представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на основании статьи 372, пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1 статьи 1.1); отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 2 статьи 1.1).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Основанием включения объектов недвижимости в Перечень на 2017 год послужило соответствие здания с кадастровым номером 77:09:0004021:1099 критерию, предусмотренному пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (по виду разрешенного использования земельного участка), а здания с кадастровым номером 77:09:0004021:1185 критерию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (по фактическому использованию).
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0004021:1099 располагается на земельных участках с кадастровыми номерами 77:09:0004021:186 и 77:09:0004021:6278, имеющих вид разрешенного использования "эксплуатация административного здания и стоянки служебных автомашин" и "обеспечение научной деятельности" соответственно.
Данные виды разрешенного использования, безусловно, не предусматривают размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, в связи с чем содержание вида разрешенного использования земельных участков должно быть установлено с учетом фактического использования объекта недвижимости, расположенного на таких земельных участках.
При таких данных включение указанного выше здания в оспариваемый пункт Перечня лишь по критерию, предусмотренному пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, без установления фактического использования здания является преждевременным.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что на указанных выше земельных участках располагается имущественный научно-производственный комплекс, находящийся на балансе АО "ВНИИ Эталон", основным видом деятельности которого является проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию перспективных систем и средств телекоммуникаций, в том числе двойного применения, создание компьютерных технологий информационной поддержки изделий радиоэлектронного комплекса на всех стадиях жизненного цикла и т.д. Здание является производственным, используется институтом в уставных целях, помещения в здании в аренду не сдаются.
Доказательств обратного административным ответчиком не представлено, как не представлено достаточных и достоверных доказательств того, что здание с кадастровым номером 77:09:0004021:1185 фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Утверждение административного ответчика об использовании АО "ВНИИ Эталон" 100% площади здания с кадастровым номером 77:09:0004021:1185 для размещения офисов со ссылкой на акт Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 12 апреля 2016 года N 9094362 неубедительно.
Выводы, содержащиеся в этом акте, основаны лишь на внешнем визуальном осмотре; сотрудники Госинспекции попыток пройти в здание организации не предпринимали (АО "ВНИИ Эталон" является режимным предприятием, где соблюдается режим обеспечения сохранности сведений, составляющих государственную тайну, ввиду чего на территории действует пропускной и внутриобъектовый режим); приложенные к акту фототаблицы с изображением внешних фасадов здания и проходной не позволяют достоверно определить фактическое использование для размещения офисов более 20% площади здания, равно как и 100% его площади, о чем указано в акте; расчеты определения долей фактического использования помещений спорного объекта также в указанном акте проверки отсутствуют, хотя в распоряжении сотрудников Госинспекции имелась техническая документация здания, в которой в том числе указывается, что в здании расположены учебно-научные, учрежденческие и складские помещения.
Вопреки выводам данного акта общая площадь фактически используемых помещений под офисы составляет менее 20% площади здания, что подтверждается представленными административным истцом доказательствами. Первый этаж здания занимает бюро пропусков, профсоюзный комитет, 13-й отдел; научная кафедра; отдел информационного обеспечения; арендатор - адвокат; арендатор КБ "Анелик". Второй этаж - арендатор КБ "Анелик"; лаборатория разработки программного обеспечения; производственно-сервисный отдел; отдел информационных технологий; отдел материально-технического снабжения; отдел внутриобъектового пропускного режима и антитеррористической защищенности. На третьем этаже расположены: административно-хозяйственный отдел; отдел развития внешнеэкономической деятельности; научно-аналитический отдел; отдел охраны труда; руководство предприятия; финансово-бухгалтерский отдел; канцелярия; отдел по работе с персоналом; служба эксплуатации; юридический отдел; советник генерального директора; отдел по управлению проектами. На четвертом этаже - отдел информационных технологий; арендатор АНО "Квалитет"; научно-аналитический отдел; 1-й отдел; техническая библиотека; копировально-множительная группа; 2-й отдел. Пятый этаж занимают 11-й отдел; 13-й отдел; отдел мобилизационной подготовки и гражданской обороны; 1-й отдел. Шестой этаж - 14-й отдел; отдел технического контроля; актовый зал; 1-й отдел; группа метрологов; руководство; отдел контроля сертификации систем менеджмента и качества; бюро технической документации; лаборатория разработки электрообеспечения; конструкторский отдел; технологический отдел; отдел информационных технологий. На седьмом этаже расположены арендаторы ООО "Наунет СП", ООО "Персонал-Н", ООО "Зенон Н.С.П."; лаборатория разработки программного обеспечения; спортивный зал. Также два помещения в указанном здании площадью 101,8 кв. м и 94,9 кв. м являются объектами гражданской обороны, находятся в собственности Российской Федерации (свидетельства о государственной регистрации права от 28 июля 2011 года N <...>).
Всего в аренду в здании с кадастровым номером 77:09:0004021:1185 сдано 1262,1 кв. м (16,3% общей площади здания), что подтверждается копиями договоров аренды, заключенных административным истцом, и справкой АО "ВНИИ "Эталон".
При таких данных выводы суда о неправомерности включения зданий с кадастровыми номерами 77:09:0004021:1185 и 77:09:0004021:1099 в оспариваемые пункты Перечня соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Исходя из изложенного и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Московского городского суда от 19 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------