Законодательство РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19.04.2018 N 91-АПГ18-1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 апреля 2018 г. N 91-АПГ18-1

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Бартулева Владимира Ивановича о признании не действующим в части постановления Администрации Псковской области от 29 ноября 2011 г. N 477 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области"

по апелляционной жалобе Администрации Псковской области на решение Псковского областного суда от 15 января 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Переслегиной Е.П., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Бартулев В.И. обратился в Псковский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Администрации Псковской области от 29 ноября 2011 г. N 477 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области" (далее также - Постановление N 477) в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного относительно ориентира в границах участка, почтовый адрес ориентира: <...>.

В обоснование заявленного требования административный истец ссылается на несоблюдение административным ответчиком правил проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Псковской области. Указанный земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения ошибочно внесен в перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов для определения кадастровой стоимости, что ухудшает его положение как плательщика земельного налога.

Решением Псковского областного суда от 15 января 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено: Постановление N 477 признано не действующим со дня его принятия в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером <...>.

В апелляционной жалобе Администрация Псковской области просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Ссылаясь на статьи 208, 210, 213 и 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает, что Постановление N 477 не может являться предметом судебного оспаривания, поскольку утратило силу в связи с изданием постановления Администрации Псковской области от 22 ноября 2016 г. N 377 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Псковской области" (далее также - Постановление N 377).

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов Бартулевым В.И. представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.

В силу пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Постановлением Администрации Псковской области от 29 ноября 2011 г. N 477 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области, в том числе кадастровая стоимость принадлежащего на праве собственности Бартулеву В.И. земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 20 000 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного относительно ориентира в границах участка, почтовый адрес ориентира: <...>, в размере 1 572 000 руб.

Текст указанного постановления опубликован в газете "Псковская правда" от 30 ноября 2011 г. N 238, приложения N 1 "Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области" и N 2 "Средние уровни кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Псковской области" размещены в разделе "Документы" на портале государственных органов Псковской области www.pskov.ru.

Суд первой инстанции, исходя из норм Закона Псковской области от 19 февраля 2002 г. N 174-оз "О системе органов исполнительной власти Псковской области", Закона Псковской области от 12 февраля 2003 г. N 242-оз "О порядке опубликования и вступления в силу Устава и Законов области, иных нормативных правовых актов области", сделал правильный вывод об издании оспариваемого нормативного правового акта правомочным органом в пределах предоставленных полномочий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Статья 77 ЗК РФ определяет понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с которым землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В порядке статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации постановлением от 8 апреля 2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее также - Правила).

Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

В силу пункта 4 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Суд первой инстанции, установив, что при проведении государственной кадастровой оценки принадлежащий административному истцу земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <...> был включен в земли населенных пунктов, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления и признания Постановления N 477 не действующим со дня его принятия в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки указанного земельного участка.

Судебная коллегия соглашается с этим выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Постановление N 477 не может являться предметом судебного оспаривания, поскольку утратило силу в связи с изданием постановления Администрации Псковской области от 22 ноября 2016 г. N 377 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Псковской области", подлежат отклонению.

В соответствии с частью 2 статьи 194, пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Принимая во внимание, что у Бартулева В.И. имеется недоимка по уплате земельного налога за 2013, 2014 гг., рассчитанная с применением кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением N 477, у административного истца по настоящее время сохраняется право на оспаривание указанного нормативного правового акта.

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Основания для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, в том числе на которые ссылается представитель административного ответчика, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Псковского областного суда от 15 января 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Псковской области - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления