ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 19 апреля 2017 г. N 4-АПГ17-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе Гришкова А.А. на решение Московского областного суда от 17 января 2017 года о признании неправомочным состава депутатов Совета депутатов городского поселения Талдом Талдомского муниципального района Московской области.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., ознакомившись с письменным заключением прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Гришков А.А. обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании неправомочным состава Совета депутатов городского поселения Талдом Талдомского муниципального района Московской области.
В обоснование заявленных требований указал, что 8 сентября 2013 года на территории городского поселения Талдом Московской области состоялись выборы в представительный орган местного самоуправления - Совета депутатов городского поселения Талдом Московской области, в результате которых избраны 15 депутатов. Восемь депутатов Совета депутатов городского поселения Талдом Московской области подали заявления о досрочном сложении с себя полномочий по собственному желанию. В связи с досрочным сложением депутатами полномочий в Составе депутатов осталось 7 депутатов, что составляет менее 2/3 от установленной численности и не позволяет Совету легитимно осуществлять свою деятельность. Гришков А.А., являясь жителем городского поселения Талдом, полагал, что нарушаются его права на осуществление местного самоуправления через легитимный представительный орган.
Решением Московского областного суда 17 января 2017 года требования административного искового заявления удовлетворены.
На указанное выше решение Гришковым А.А. подана апелляционная жалоба, суть доводов которой сводится к изменению решения в части неуказания даты, с которой состав Совет депутатов городского поселения Талдом Талдомского муниципального района является неправомочным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что оснований для изменения решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Выводы суда о неправомочном составе представительного органа местного самоуправления со дня вступления в силу решения суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и согласуются с нормами материального закона, регулирующего спорное правоотношение.
В силу Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Правомочность заседания представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствуют менее пятидесяти процентов от числа избранных депутатов (части 1, 1.1 и 1.2 статьи 35); полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 настоящего Федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (пункт 2 части 16 статьи 35); полномочия депутата прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию. При этом полномочия прекращаются досрочно по решению представительного органа муниципального образования, которое принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (пункт 2 части 10, часть 11 статьи 40).
Согласно Уставу городского поселения Талдом Талдомского муниципального района Московской области Совет депутатов городского округа состоит из 15 депутатов, избираемых на 5 лет. Заседание представительного муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Следовательно, Совет депутатов городского поселения Талдом Талдомского муниципального района Московской области мог осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 10 депутатов, а его заседание считаться правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Из материалов по делу усматривается, что 8 сентября 2013 года на выборах депутатов Совета депутатов городского поселения Талдом Талдомского муниципального района Московской области избрано пятнадцать депутатов.
1 апреля 2016 года один депутат заявил о сложении своих полномочий по собственному желанию, решением Совета депутатов городского поселения Талдом Московской области от 28 апреля 2016 года N 19 его полномочия досрочно прекращены.
29 сентября 2016 года решением Совета депутатов городского поселения Талдом Московской области удовлетворено заявление одного депутата о сложении полномочий в связи с избранием депутатом Московской областной Думы.
1 ноября 2016 года о сложении своих полномочий по собственному желанию заявили два депутата, 7 ноября 2016 года об этом заявили два депутата, 8 ноября 2016 года - один депутат.
17 ноября 2016 года заявление о сложении полномочий депутата досрочно по собственному желанию подано председателем Совета депутатов.
Судом достоверно установлено, что заявления о сложении полномочий были поданы депутатами лично, без оказания какого-либо на них давления, отзывать указанные заявления намерения не имели.
Решение Совета депутатов городского поселения Талдом Московской области о досрочном прекращении их полномочий не принималось.
Таким образом, поскольку Совет депутатов городского поселения Талдом Московской области насчитывает в своем составе 7 из 15 депутатов, что составляет менее 2/3 от установленной Уставом численности депутатов и менее 50 процентов от числа избранных депутатов, чем исключается проведение правомочных заседаний в таком составе и принятие решения о проведении дополнительных выборов для замещения освободившихся депутатских мандатов, суд обоснованно посчитал данный состав депутатов неправомочным со дня вступления в силу решения суда первой инстанции.
В связи с изложенным, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Московского областного суда от 17 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гришкова А.А. - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------