ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 19 апреля 2017 г. N 18-АПГ17-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Фирсова Г.Г. на решение Краснодарского краевого суда от 23 ноября 2016 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании регламента Совета Павловского сельского поселения Павловского района Краснодарского края, утвержденного решением Совета Павловского сельского поселения Павловского района Краснодарского края от 14 апреля 2016 года N 22/181.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение Фирсова Г.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
14 апреля 2016 года решением Совета Павловского сельского поселения Павловского района N 22/181 утвержден регламент Совета Павловского сельского поселения Павловского района Краснодарского края.
4 августа 2016 года решением Совета Павловского сельского поселения Павловского района Краснодарского края N 25/203 досрочно прекращены полномочия депутата Совета Павловского сельского поселения Павловского района Краснодарского края Фирсова Г.Г. Данное решение принято в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 58 указанного регламента, предусматривающего досрочное прекращение полномочий депутата Совета Павловского сельского поселения Павловского района Краснодарского края в связи с непредоставлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги и несовершеннолетних детей.
13 октября 2016 года Фирсов Г.Г. обратился в суд с административным иском о признании недействующим названного регламента со дня его принятия, ссылаясь в обоснование заявленного требования на то, что его полномочия депутата Совета Павловского сельского поселения Павловского района Краснодарского края были прекращены на основании недействовавшего регламента, поскольку этот регламент не был опубликован в установленном частями 3 и 5 статьи 62 Устава Павловского сельского поселения Павловского района Краснодарского края порядке.
20 октября 2016 года решением Совета Павловского сельского поселения Павловского района Краснодарского края N 28/230 оспариваемый регламент признан утратившим силу.
Решением Краснодарского краевого суда от 23 ноября 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Фирсов Г.Г. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в административном деле прокурором представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Согласно части 3 статьи 47 указанного Федерального закона порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Пунктом 5 статьи 68 Устава Павловского сельского поселения Павловского района Краснодарского края, принятого решением Совета Павловского сельского поселения Павловского района Краснодарского края от 22 апреля 2015 года N 9/61, действовавшего на дату утверждения оспариваемого регламента, было предусмотрено, что официальным опубликованием нормативного правового акта является первая публикация его полного текста в печатном средстве массовой информации или первое размещение (опубликование) на официальном сайте Павловского сельского поселения Павловского района Краснодарского края pavlovskoe-sp.ru.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемый регламент после его утверждения был опубликован на официальном сайте Павловского сельского поселения Павловского района Краснодарского края.
В этой связи вывод суда первой инстанции со ссылкой на материалы административного дела о том, что оспариваемый регламент был опубликован в установленном порядке, который обеспечивал возможность ознакомления с ним граждан, и, следовательно, регламент являлся действующим на день прекращения полномочий Фирсова Г.Г., как депутата Совета Павловского сельского поселения Павловского района Краснодарского края, является правильным.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Ссылки в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что сайт Павловского сельского поселения Павловского района Краснодарского края не является средством массовой информации, не зарегистрирован в качестве такового в установленном порядке, являются несостоятельными. Как следует из материалов административного дела, Устав Павловского сельского поселения Павловского района Краснодарского края в приведенной Фирсовым Г.Г. редакции на момент опубликования оспариваемого регламента не действовал, а был принят решением Совета Павловского сельского поселения Павловского района Краснодарского края от 24 марта 2016 года N 21/171 и обнародован после его регистрации в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю 22 апреля 2016 года. Согласно части 1 статьи 82 данного Устава он вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
В апелляционной жалобе административного истца также приведен довод о необходимости опубликования оспариваемого регламента в соответствии с Порядком опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов муниципального образования Павловское сельское поселение Павловского района Краснодарского края, утвержденным решением Совета Павловского сельского поселения Павловского района Краснодарского края от 21 марта 2007 года N 14/73, и, соответственно, нарушении положений части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
Принимая во внимание правовую позицию, отраженную в абзаце четвертом пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что как административному истцу, так и иным лицам была предоставлена возможность ознакомиться с оспариваемым регламентом, так как он был опубликован официально для всеобщего сведения. Как указывалось ранее, опубликование было осуществлено в соответствии с положением Федерального закона.
Не может служить поводом для отмены обжалуемого решения суда довод Фирсова Г.Г. о злоупотреблении правом со стороны административного ответчика, который отменил оспариваемый регламент при рассмотрении административного дела, поскольку принятие такого решения относится к исключительной компетенции органа, его принявшего.
Таким образом, при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе Фирсова Г.Г., не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Краснодарского краевого суда от 23 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фирсова Г.Г. - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------